По данным источников «Озодлика», близких к правительству Узбекистана, 24 июня текущего года на заседании правительства под председательством премьер-министра Абдуллы Арипова было поручено «снести» более 400 мечетей и молелен, или передать их предпринимателям с целью переведения части из них в производственные помещения.
По словам источника, знакомого с подробностями этого заседания, на котором также присутствовали главы МВД и СГБ, премьер-министр Абдулла Арипов объяснил, что данное решение связано с «концепцией светской государственности, которая будет внедрена в ближайшее время».
При этом премьер-министр подчеркнул, что при осуществлении данного процесса важно «учитывать чувства людей и провести разъяснительную работу, направленную на предотвращение возможных конфликтов среди населения».
Два независимых источника, близких к правительству Узбекистана, подтвердили сказанные Ариповым на заседании правительства.
По словам одного из них, здания, которые планируют снести или передать предпринимателям с целью переведения их в производственные помещения, являются объектами, построенными за счет средств населения, не имеющих статуса организаций, и за которые никто не платит налоги.
– Для того, чтобы снести или перевести эти объекты в производственные помещения необходимо решение суда. Я не знаю, как правительство собирается решать эту проблему, – говорит «Озодлику» один из источников.
Он отметил, что, учитывая чувствительность вопроса, премьер-министр дал особое поручение провести разъяснительную работу среди населения во избежание возможного недовольства граждан.
Имеется ли на этот счет специальное постановление правительства или нет – неизвестно.
«Озодлик» обратился к пресс-секретарю премьер-министра Узбекистана Бекзоду Хидоятову за официальным комментарием по поводу подробностей заседания правительства и поручения Арипова.
Хидоятов, сообщивший в переписке в Telegram, что в настоящее время находится вместе с премьер-министром Ариповым в городе Урумчи, не опроверг информацию, предоставленную источниками «Озодлика».
Он заявил, что по этому поводу «готовится материал», он пообещал предоставить «Озодлику» официальную информацию.
На момент подготовки данной статьи к публикации наша редакция не получила официальной информации от пресс-секретаря премьер-министра.
Старая практика
Один из узбекских священнослужителей, с которыми пообщался журналист «Озодлика», сказал, что ему неизвестно о решении правительства относительно сноса или передачи предпринимателям некоторых мечетей в стране.
Он отметил, что подобная практика не является неким новшеством для Узбекистана.
– Подобные вещи происходили и во время правления предыдущего президента. Власти поручали передать бизнесменам или другим лицам официально незарегистрированные мечети. Таким образом, они превратили мечети в магазины и места для проживания людей. Большая часть таких мечетей была передана бизнесменам. Хотя эти мечети были построены на деньги народа. Поэтому прежде чем передавать кому-то такие объекты нужно спросить мнение людей, – сказал в беседе без микрофона один из узбекских священнослужителей.
По его словам, часто люди в Узбекистане строят мечеть путем хашара (добровольная общественная взаимопомощь – Ред.) и только после завершения строительства задумываются о регистрации объекта. Иногда люди предпринимают попытки открыть старые мечети, которые годами оставались закрытыми.
В мае 2018 года издание Daryo.uz со ссылкой на государственное информационное агентство УзА писало о том, что наряду с официально зарегистрированными соборными мечетями в Ташкенте имеется 65 мечетей, не имеющих статуса организации.
Шухрат Турдикулов, заместитель мэра города Ташкента по вопросам общественных и религиозных организаций, сообщал, что «для регистрации молельных комнат в качестве мечетей нужно собрать необходимые документы на основании решения «О порядке государственной регистрации религиозных организаций в Республике Узбекистан» и передать их в Министерство юстиции, после одобрения Минюста их должен рассмотреть хокимият города Ташкента».
По данным Духовного управления мусульман Узбекистана, по состоянию на январь 2023 года в стране действовало 2118 мечетей.
Для сравнения, по состоянию на ноябрь 2022 года количество мечетей в Казахстане, где живет 13,3 млн человек, составляет 2788.
В крупных городах Узбекистана мусульмане совершают намаз на улицах из-за нехватки мест во время пятничных и праздничных молитв.
После прихода к власти Шавката Мирзияева в стране были открыты десятки новых мечетей, а при призыве к молитве разрешили использовать громкоговорители. Но в последнее время в стране наблюдается резкое сужение сферы свободы вероисповедания.
В апреле этого года «Озодлик» сообщал о том, что в Узбекистане имамов попросили сдать загранпаспорта, а отказавшимся грозили увольнением.
В сентябре 2023 года в Кабмине Узбекистана прошло совещание под руководством премьер-министра страны Абдуллы Арипова и председателя Службы государственной безопасности Абдусалома Азизова с участием глав государственных и общественных организаций. На встрече выражалась обеспокоенность по поводу «роста религиозной радикализации» в стране.
Присутствовавший на совещании источник «Озодлика» рассказывал, что по итогам заседания Абдулла Арипов потребовал, чтобы чиновники выбрали «либо религию, либо госслужбу».
Вскоре после этого в редакцию «Озодлика» стали поступать сообщения о том, что в ряде мечетей Узбекистана убавили звуки азана, а в Ташкенте стали закрывать магазины мусульманских товаров и халяльные рестораны.