Джеффри Марлоу – исследователь Калифорнийского технологического института, изучает экзотические формы метаболизма, пытаясь понять ограничения живой материи.
Вы умный человек, верите в науку, фанатично преданы новым технологиям, настоящий житель XXI века. Вот ответьте: можете ли вы – в одиночку – сделать такую простую вещь, как карандаш? Марк Пейгл так не думает. На презентации в Берлине этот специалист по эволюционной биологии предложил именно такой мысленный эксперимент: в конце концов, производство карандашей предполагает добычу и обработку графита, рубку и обработку леса, изготовление резины и множество других сложных процессов. Пейгл приходит к заключению: «В повседневной жизни нас часто просят принять решения о вещах, в которых мы мало что понимаем».
Возьмите что угодно, от канцелярских принадлежностей до автомобилей и замороженной курицы – мы, как правило, оторваны от процессов, создающих те вещи, которыми мы пользуемся.
«Если быть честным с собой, – заметил Пейгл, – то большинство людей в большинстве аспектов жизни не более чем поют караоке, пользуясь тем, что сделали другие люди и чего они сами не понимают». Но прежде чем вы начнете расстраиваться или запишетесь на курс подготовки плотников, лучше вспомните, что в этом невежестве нет ничего нового. Большую часть наших жизненных правил мы передаем из поколения в поколение, руководствуясь одним аргументом: «Так было всегда». И все же какими бы мы ни были подражателями, мы, люди, за несколько тысяч лет придумали немало весьма выдающихся штук.
Как же это возможно? Откуда берутся эти инновации? Есть такой распространенный миф, замечает Пейгл, что если думать достаточно долго и усердно, то мозг осветит вспышка озарения. Однако это совсем не так: «Великих прорывов практически не бывает. Почти все технологии строятся на основе предыдущих технологий». Представление о гениях, творящих в одиночку, неверно. Пейгл сводит всю человеческую гениальность к простому процессу из трех шагов: копируй, модифицируй, комбинируй.
Небольшие, итеративные шаги в сторону от текущей парадигмы, соединение непохожих потоков мысли – вот где случается магия. Это тот же процесс, которым шла эволюция миллиарды лет: воспроизведение ДНК (копирование) с ошибками (модификация) и дальнейшей рекомбинацией. И этот же процесс на самом деле происходит в голове у всех «великих мыслителей». Томас Эдисон создал лампу накаливания не в порыве гениальности, а в процессе модификации предыдущих версий, когда он пытался создать более долговечную нить накаливания.
Как и в случае с мутациями ДНК, большинство отклонений от шаблона оказываются неработоспособны, но если достаточное число людей одновременно пытаются чуть-чуть что-либо модифицировать, то технологии постепенно продвигаются вперед. Как этот метод инноваций работает в XXI веке? Пейгл и обнадеживает, и внушает пессимизм. С одной стороны, легкий доступ к информации ставит под удар наше критическое мышление.
«Если мы решим, что за нас думает Google, – говорит он, – то интернет сделает нас глупыми». С другой стороны, глобализация и наша беспрецедентная включенность в мировые процессы могут нас лучше подготовить к глобальным вызовам типа нехватки ресурсов, бедности и изменений климата.
«Мир пронизан таким количеством связей, какого никогда не было прежде, так что и коллективное сознание программируется на такие успехи, какие раньше были немыслимы».