Минкультуры Кыргызстана вынесло на обсуждение новую версию законопроекта о СМИ (Текст)

Автор -

    Рабочая группа при Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики по разработке законопроекта о СМИ 28 июня представила анализ шестой версии законопроекта.

    Как сообщили в Минкультуры, закон о СМИ с момента его принятия подвергался изменениям и дополнениям, всего было принято 8 поправок, последняя из которых датируется 9 августа 2023 года, отражающих развитие медиаландшафта и необходимость адаптации законодательства к новым вызовам, таким как появление интернета и цифровых медиа.

    В 2023 году Администрация президента вынесла на общественное обсуждение 5 версий законопроекта, последняя из которых была опубликована 15 мая 2023 года, вызвав критику со стороны журналистского сообщества, правозащитных организаций и международных наблюдателей из-за содержащихся в них некоторых положений. В марте 2024 года последний вариант законопроекта о СМИ был отозван.

    По поручению президента Садыра Жапарова была создана новая рабочая группа при Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики, включающая депутатов Жогорку Кенеша, независимых журналистов, юристов и наблюдателей из международных организаций, которая доработала законопроект и завершила свою работу 24 июня 2024 года.

    Законопроект направлен на совершенствование законодательства в области массовой информации, создание условий для развития независимых, ответственных и конкурентоспособных СМИ, обеспечение осуществления конституционного права на свободу выражения мнения, свободу слова и печати, а также получение и распространение информации, а также обеспечение информационной безопасности.

    Законопроект предусматривает введение добровольной регистрации сетевых изданий, аудио-, видео- и кинохроникальных программ, расширение понятия «СМИ», уточнение роли учредителя СМИ и статуса редактора, введение обязанности сохранения в тайне источника информации, введение понятия «общественный интерес», установление правовых критериев для ограничения распространения информации, уточнение ответственности СМИ и условий освобождения от ответственности, а также поддержку соблюдения этических стандартов. Ниже текст:

    Проект

    Закон Кыргызской Республики “О средствах массовой информации”

    Настоящий Закон направлен на обеспечение реализации установленного и гарантированного Конституцией Кыргызской Республики права каждого на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати, получения и распространения информации и регулирует связанные с этими правами общественные отношения.

    Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Свобода выражения мнения, свобода слова и печати, получения и распространения информации

    1. В Кыргызской Республике каждый имеет право на свободу выражения мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации, которое реализуется путем:

    1) свободного выражения мнения любым, не запрещенным Конституцией и законодательством Кыргызской Республики, способами;

    2) свободного поиска, выбора, получения и распространения информации любым, не запрещенным законодательством Кыргызской Республики, способами;

    3) свободного доступа к информации, за исключением информации, содержащей государственные секреты и иную охраняемую законом тайну;

    4) свободного создания и распространения продукции средств массовой информации;

    5) ограничения законами Кыргызской Республики оснований для вмешательства в деятельность средств массовой информации;

    6) защиты источников информации;

    7) запрещение цензуры;

    8) создание равных условий для средств массовой информаций и недопущение монополизации средств массовой информации;

    9) развитие саморегулирования медиасектора.

    2. В Кыргызской Республике право каждого на свободу выражения мнения, на свободу слова и печати, получения и распространения информации реализуется в устной, письменной, печатной и иных формах, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

    3. В Кыргызской Республике поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение печатных и других средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, когда такие ограничения предусмотрены в законодательных актах Кыргызской Республики.

    4. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения независимо от формы собственности, обязаны предоставлять средствам массовой информации и журналистам доступ к объектам, информации, материалам, представляющим общественный интерес или затрагивающим законные интересы, права и свободы человека.

    5. Ограничение свободы выражения мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации допускается в условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии и в пределах, установленных конституционным законодательством о военном и чрезвычайном положении.

    Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации

    1. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации состоит из Конституции Кыргызской Республики, вступивших в силу в установленном законом порядке международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, настоящего Закона, Закона Кыргызской Республики «О защите профессиональной деятельности журналиста» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

    2. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики, если иное не установлено законом.

    Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

    1) массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

    2) средство массовой информации – периодическое печатное издание, телеканал, радиоканал, аудио- видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации, имеющие постоянное наименование (название).

    3) периодическое печатное издание – газета, журнал, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

    4) аудио-, видео-, кинохроникальная программа – формы периодического распространения информации, а также совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

    5) продукция средства массовой информации – тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограмма, телепрограмма, кинохроникальная программа, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

    6) распространение продукции средства массовой информации – продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, иные способы распространения;

    7) редакция средства массовой информации – физическое лицо, физические лица и/или юридическое лицо, юридические лица, осуществляющее производство и выпуск средства массовой информации;

    8) редактор – лицо, осуществляющее общую координацию деятельности редакции, соблюдение основных стандартов и правил, действующих в редакции, редактуру, литературную правку сообщений и материалов в соответствии с должностными полномочиями;

    9) журналист — творческий работник, занимающийся сбором, анализом, редактированием, подготовкой материалов и распространением информации.

    10) издатель – физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства и выпуска продукции средства массовой информации;

    11) распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

    12) телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

    13) уполномоченный государственный орган по делам средств массовой информации — орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации;

    14) редакционная политика – внутренние стандарты и предписания деятельности редакции средства массовой информации;

    15) сетевое издание ‒ форма распространения информации в виде электронного издания, предназначенного для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название;

    16) реестр зарегистрированных средств массовой информации ‒ база данных о зарегистрированных средствах массовой информации;

    17) общественный интерес – функционирование государства, государственных и муниципальных должностных лиц и общественных деятелей, политику, здоровье, образование и безопасность населения, правоприменение и отправление правосудия, защиту прав человека, потребительские и социальные интересы, окружающую среду, экономические вопросы, осуществление власти, искусство и культуру, религию или вопросы, которые затрагивают интересы или имеют последствия для широкого круга лиц.

    Статья 4. Недопустимость вмешательства в деятельность средства массовой информации

    Любое незаконное воспрепятствование, вмешательство со стороны любых физических и юридических лиц, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, в процесс производства продукции средств массовой информации, в том числе в отношения между производителем и собственником (учредителем) и (или) редакцией (редактором) средства массовой информации, влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 5. Ограничения в распространении информации

    1. Запрещается использование средств массовой информации:

    1) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя Кыргызской Республики;

    2) для разжигания национальной, расовой или религиозной вражды (розни), представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию;

    3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм или насильственный экстремизм, за исключением случаев опубликования информации, анализа, исследований с целью противодействия терроризму и насильственному экстремизму или с целью распространения информации о проблемах данного явления;

    4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, оправдывающих культ насилия и жестокости;

    5) для пропаганды и распространения сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, за исключением случаев опубликования информации, анализа, исследований с целью противодействия распространения наркотиков или с целью распространения информации о проблемах данного явления, психотропных веществ и их прекурсоров.

    2. Средства массовой информации должны принимать меры по недопущению:

    1) распространения информации, причиняющей вред психическому или физическому здоровью детей;

    2) распространения информации о частной жизни человека, посягательство на их честь и достоинство, деловую репутацию, без его согласия, кроме случаев, установленных законом либо если это необходимо для защиты конституционных прав третьих лиц или для защиты общественных интересов и/или приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

    3) распространения материалов, нарушающих принцип презумпции невиновности человека.

    Претензии по распространенной информации из пресс-релизов правоохранительных органов предъявляются самим правоохранительным органам, предоставившим официальную информацию.

    3. Ограничения деятельности средств массовой информации, указанные в настоящей статье не распространяются на случаи сбора, поиска и распространения средствами массовой информации анализа, исследований, проблем и нарушений прав и свобод человека.

    Статья 6. Случаи неразглашения информации

    1. Средство массовой информации имеет право сохранять в тайне источник информации и вправе не называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее обоснованное и мотивированное требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

    2. Средство массовой информации не вправе разглашать информацию, касающуюся персональных данных несовершеннолетнего правонарушителя или подозреваемого в совершении правонарушения без согласия его законного представителя, за исключением распространения информации с открытого судебного процесса.

    Статья 7. Запрет цензуры средств массовой информации

    Цензура средств массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, запрещается.

    Глава 2. Средства массовой информации

    Статья 8. Право на создание средства массовой информации

    1. Право на создание (учреждение) средства массовой информации принадлежит физическим лицам и юридическим лицам, зарегистрированным в Кыргызской Республике.

    2. Не может выступать учредителем средства массовой информации:

    1) лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, либо признанный судом недееспособным;

    2) объединение граждан, юридическое лицо, деятельность которых запрещена в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 9. Учредитель средства массовой информации

    1. Учредителем средства массовой информации может быть физическое лицо или юридическое лицо в любой организационно-правовой форме.

    2. Учредитель средства массовой информации не вправе вмешиваться в редакционную деятельность, за исключением случаев, связанных с управленческими изменениями или корпоративными объявлениями, которые могут оказывать непосредственное влияние на работу средства массовой информации. Такая публикация должна осуществляться бесплатно и в указанные учредителем сроки.

    3. Юридическое лицо с иностранным участием в Кыргызской Республике и любое иностранное юридическое лицо, находящееся за пределами страны, где доля иностранного вклада в уставном капитале составляет 50 процентов и более, не могут быть учредителями телевизионных организаций.

    4. По претензиям и искам, связанным с сообщением или материалом учредителя средства массовой информации, ответственность несет учредитель.

    5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

    Статья 10. Редакция (редактор) средства массовой информации

    1. Редакцией (редактором) средства массовой информации, которая осуществляет производство и подготовку к выпуску (выходу в эфир) средства массовой информации, является физическое или юридическое лицо.

    2. Редакция (редактор) средства массовой информации осуществляет свою деятельность на основе настоящего закона и иных законов Кыргызской Республики, а также на основании Устава организации, редакционной политики и иных внутренних положений.

    3. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать и/или опубликовать отклоненный ею материал, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 11. Редакционная коллегия (редакционный совет)

    Редакционная коллегия (редакционный совет) является консультативным, совещательным органом средства массовой информации без образования юридического лица, уполномоченный редакцией и собственником на определение редакционной политики средства массовой информации.

    Статья 12. Гласность деятельности средств массовой информации

    1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие выходные данные: название издания, учредителя – юридического лица, фамилию и инициалы собственника учредителя – физического лица и редактора, порядковый номер выпуска, дату выхода, периодичность, тираж, адрес редакции.

    2. Все средства массовой информации имеют право указывать по своему выбору в своих выходных данных любую другую информацию.

    Глава 3. Государственная регистрация средств массовой информации

    Статья 13. Государственная регистрация средства массовой информации

    1. Средство массовой информации осуществляет свою деятельность на основании свидетельства о регистрации, за исключением случаев предусмотренных настоящим Законом.

    2. Сетевое издание, аудио-, видео-, кинохроникальная программа имеет право пройти регистрацию на добровольной основе в качестве средства массовой информации в органах юстиции в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

    3. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия органами юстиции решения о регистрации.

    4. Министерство юстиции ведет Реестр средств массовой информации.

    5. Информация, содержащаяся в Реестре средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических и юридических лиц.

    Статья 14. Подача заявления о государственной регистрации средства массовой информации

    1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

    1) сведения о собственнике (учредителе, соучредителях), фамилия, имя, отчество учредителя, если это физическое лицо, либо полное фирменное наименование, если учредитель юридическое лицо, адрес заявителя;

    2) наименование (название) средства массовой информации;

    3) адрес редакции;

    4) вид средства массовой информации;

    5) доменное имя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в случае наличия.

    2. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

    Статья 15. Перерегистрация средства массовой информации

    1. Смена учредителя, изменение состава учредителей, а равно наименования (названия) является основанием для перерегистрации средства массовой информации.

    Во время прохождения процедуры перерегистрации деятельность средства массовой информации не приостанавливается.

    2. Перерегистрация средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и его регистрация.

    3. При изменении местонахождения редакции, доменного имени веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания, учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом Министерство юстиции.

    Статья 16. Освобождение от государственной регистрации средства массовой информации

    Не требуется государственная регистрация:

    1) периодических печатных изданий, радио- и телепрограмм, распространяемых на территории одного государственного органа, органа местного самоуправления, учебного заведения или предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности.

    2) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных правовых актов.

    Статья 17. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации

    1. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям, если:

    1) заявление подано от имени физического лица, объединения граждан, юридического лица, не обладающих правом на учреждение средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

    2) Министерством юстиции ранее зарегистрировано средство массовой информации с тем же наименованием (названием).

    2. Извещение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом, в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления.

    3. Заявление о государственной регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения в течение двух рабочих дней со дня поступления заявления, с указанием основания возврата:

    1) если заявление подано с нарушением требований настоящего Закона;

    2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

    3) если не уплачена государственная пошлина.

    После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

    4. После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

    Решения органов юстиции об отказе или возврате заявления о государственной регистрации средства массовой информации может быть обжаловано в соответствии с законом КР “Об основах административной деятельности и административных процедурах”.

    Глава 4. Организация деятельности средства массовой информации

    Статья 18. Статус редакции средства массовой информации

    1. Редакцией руководит редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, Устава, договора между собственником (учредителем) и редакцией (редактором).

    2. Редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.

    Статья 19. Прекращение и приостановление деятельности средства массовой информации

    Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом.

    Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные (более двух раз) в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований части 1 статьи 5 настоящего Закона, по поводу которых уполномоченным государственным органом в сфере информации были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (редактору), которые не исполнены.

    Глава 5. Распространение массовой информации

    Статья 20. Распространение массовой информации

    1. Сообщения и материалы средства массовой информации должны сопровождаться его наименованием (названием).

    2. Тираж периодического печатного издания определяется редактором по согласованию с издателем.

    Статья 21. Обязательные сообщения средства массовой информации

    1. Средство массовой информации обязано опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.

    2. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы органов государственной власти Кыргызской Республики в порядке, установленном законом, в том числе законами о чрезвычайном положении, чрезвычайной ситуации и о военном положении.

    Статья 22. Распространение рекламы в средствах массовой информации

    Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о рекламе.

    Глава 6. Отношения средств массовой информации с гражданами, государственными органами, органами местного самоуправления и юридическими лицами

    Статья 23. Право на получение информации

    1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

    2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица, предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций в течение трех рабочих дней, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

    3. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Кыргызской Республики о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

    4. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица в случае чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации и военного положения на условиях равного доступа к информации, обязаны предоставлять оперативную информацию средствам массовой информации независимо от формы собственности.

    Статья 24. Запрос информации

    1. Редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме.

    2. Ответ на запрос представляется в течение трех рабочих дней со дня его поступления в форме и на языке поступившего запроса, если иное не указано в самом запросе.

    3. В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем четырнадцать календарных дней, о чем средству массовой информации сообщается в течение двух рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.

    4. За непредставление или несвоевременное представление ответа на запрос средств массовой информации должностные лица государственных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    5. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации может быть обжалован представителем средства массовой информации в порядке, установленном законом КР “Об основах административной деятельности и административных процедурах”.

    Статья 25. Отказ в предоставлении информации

    Отказ в предоставлении редакции средства массовой информации запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации.

    В уведомлении должны быть указаны:

    1) мотивированное обоснование в письменной форме со ссылкой на соответствующие нормы закона, в соответствии с которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена;

    2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации.

    Статья 26. Авторские произведения и письма

    1. Средство массовой информации обязано соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Использование произведения, представляемого в редакцию автором или правообладателем, должно осуществляться в соответствии с законодательством в сфере интеллектуальной собственности.

    2. Письмо, адресованное в средство массовой информации, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

    3. Никто не вправе обязать средство массовой информации опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, сообщение или материал.

    Статья 27. Право на опровержение

    1. Физическое или юридическое лицо вправе требовать от средства массовой информации опровержения обнародованных сведений, не соответствующих действительности или порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию.

    2. Физическое или юридическое лицо, в отношении которых в средстве массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие их права и законные интересы, имеют право на публикацию своего ответа в том же средстве массовой информации.

    3. Опровержение или ответ публикуются в специальной рубрике, либо на той же полосе и тем же шрифтом, что и опровергаемое сообщение; в газетах — не позднее месяца со дня поступления требования, в иных периодических изданиях — в очередном выпуске. В случае отказа сообщения опровержения заинтересованная сторона вправе обратиться в суд.

    4. Если физическое или юридическое лицо представили текст опровержения, то данный текст подлежит распространению при условии его соответствия требованиям настоящего Закона.

    Глава 7. Международное сотрудничество в области массовой информации

    Статья 28. Международное сотрудничество

    1. Международное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров и соглашений, ратифицированных Кыргызской Республикой.

    2. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.

    3. Средства массовой информации Кыргызской Республики на основании соответствующих договоров имеют право учреждать свои представительства в других государствах.

    Статья 29. Распространение информации зарубежных средств массовой информации

    Гражданам Кыргызской Республики гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

    Статья 30. Корреспонденты зарубежных средств массовой информации

    Корреспонденты зарубежных средств массовой информации

    1. Представительства зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике учреждаются с разрешения уполномоченного государственного органа, осуществляющего внешнюю политику. Порядок получения разрешения определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

    2. Представительства зарубежных средств массовой информации, аккредитованных в Кыргызской Республике, работают в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

    3. Аккредитация корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике производится уполномоченным государственным органом, осуществляющим внешнюю политику. Порядок аккредитации корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

    В период чрезвычайного, военного положения, чрезвычайной ситуации уполномоченный государственный орган, осуществляющий внешнюю политику, имеет право проводить аккредитацию в упрощенном порядке и сокращенные сроки.

    4. На корреспондентов зарубежных средств массовой информации, аккредитованных в Кыргызской Республике, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом.

    5. Кабинетом Министров Кыргызской Республики могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике.

    Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации

    Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации

    1. Лицо, нарушившее нормы настоящего Закона, может быть привлечено к ответственности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    2. За нарушение норм настоящего Закона уполномоченный орган в сфере информации вправе выдать предупреждение об устранении нарушений закона, которое подлежит исполнению в течение 30 дней.

    Предупреждение и другие акты уполномоченного органа в сфере информации могут быть обжалованы в соответствии с Законом КР “Об основах административной деятельности и административных процедурах”.

    В случае обжалования, исполнение предупреждения и других актов приостанавливается.

    Статья 32. Освобождение от ответственности

    Редакция, редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство, деловую репутацию физических и юридических лиц, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей и несовершеннолетних, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в случае:

    а) если эти сведения содержались в официальных документах и сообщениях;

    б) если они получены от пресс-служб государственных и общественных органов;

    в) если они являются дословным воспроизведением публичных выступлений;

    г) если они содержались в выступлениях граждан, идущих в эфир без предварительной записи.

    д) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации.

    Статья 33. Ответственность за ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации

    Ущемление свободы на выражение своего мнения, свободы слова и печати, получения и распространения информации, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны физических и юридических лиц, должностных лиц законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

    1) осуществления цензуры;

    2) вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

    3) незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

    4) нарушения права редакции на запрос и получение информации;

    5) незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

    6) принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

    7) установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

    8) нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, – влечет ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

    Глава 9. Заключительные положения

    Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона

    1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.

    2. Признать утратившими силу:

    1) Закон Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-XII (газета «Свободные горы» от 4 августа 1992 года № 99);

    2) постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан «О введении в действие Закона Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 939-XII (газета «Свободные горы» от 4 августа 1992 года № 99);

    3) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 8 мая 1993 года № 1228-XII (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993 год, № 6, ст. 169);

    4) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 22 февраля 2013 года № 29 (газета «Эркин Тоо» от 1 марта 2013 года

    № 16);

    5) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 17 мая 2014 года № 69 (газета «Эркин Тоо» от 23 мая 2014 года № 39);

    6) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О средствах массовой информации», «Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики») от 4 января 2017 года № 1 (газета «Эркин Тоо» от 6 января 2017 года № 1);

    7) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 30 мая 2017 года № 94 (газета «Эркин Тоо» от 9 июня 2017 года № 69-70);

    8) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации» от 22 мая 2018 года № 53 (газета «Эркин Тоо» от 1 июня 2018 года № 46);

    9) статью 2 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с преобразованием Правительства Кыргызской Республики в Кабинет Министров Кыргызской Республики» от 26 апреля 2023 года № 94 (газета «Эркин Тоо» от 28 апреля 2023 года № 35-36);

    10) статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях, законы Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», «О средствах массовой информации») от 9 августа 2023 года № 176 (газета «Эркин Тоо» от 15 августа 2023 года № 65).

    3. Кабинету Министров Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

    – привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

    — внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, вытекающие из настоящего Закона.

    Президент

    Кыргызской Республики С.Н. Жапаров

    Поделитесь новостью