Путь к признанию почти забыт – мы не помним пионеров, которые создали ММА. Джеффри Блатник – один из них: олимпийский борец, судья и комментатор первых турниров UFC.
Забытый герой, которого Дана Уайт уволил, как только пришел в промоушен.
Блатник увлекся борьбой в школе и попал в сборную США. Он выиграл домашнюю Олимпиаду – после лимфомы и лучевой терапии
Блатник занялся борьбой в средней школе в Нью-Йорке, когда тренеру понадобились атлеты в тяжелый вес. Он никогда не боролся, но сразу начал побеждать. Блатник стал чемпионом школы, а в колледже Спрингфилда – штата. Через пару лет он был уже трехкратным чемпионом США. Говард Дэвис, работавший в колледже Спрингфилда со спортсменами, позже вспоминал:
«Джефф был лучшим атлетом, с которым я когда-либо работал за 40 лет. В выпускном классе он был непобежденным. Я помню его первую схватку, которая привлекла внимание прессы. Тогда мы проиграли шесть или семь схваток подряд. Но потом Джефф уложил соперника за 23 секунды. Он был феноменален, хотя и не очень крупный для тяжеловеса – где-то 100 кг».
Блатник выиграл множество турниров национального уровня, а в 1980-м вошел в сборную США по греко-римской борьбе. Он не попал на Олимпиаду в СССР из-за президента Джимми Картера – бойкотировал турнир из-за войны в Афганистане. «Для некоторых людей было большим сюрпризом, когда Джефф попал в олимпийскую сборную в 1980-м, ведь он представлял скромную школу. Но он был очень умным и мотивированным борцом», – вспоминал его тренер Дуглас Паркер.
Блатник ждал следующую Олимпиаду, чтобы себя показать. Но в 1982-м ему поставили страшный диагноз – лимфома Ходжкина. Это редкое заболевание, которое встречается у 1 человека на 25 тысяч. Блатник не унывал: «Если выиграю в этой ситуации, то выиграю где угодно».
Болезнь не жалела Блатника – из-за лимфомы ему удалили часть селезенки и аппендикс. Лучевая терапия привела к ремиссии, после чего Блатник сразу вернулся к тренировкам и снова попал в олимпийскую сборную.
На Олимпиаде-1984 он принес США историческое первое золото в греко-римской борьбе. В супертяжелом весе Блатник победил Томаса Йоханссона из Швеции, которого позже дисквалифицировали за допинг. Спустя годы Блатник смущался, когда говорил о золотой медали: он не считал себя лучшим, ведь в 1984-м на Олимпиаду не приехали советские борцы.
Он знал, что физические нагрузки могут усугубить болезнь, но продолжал тренироваться, несмотря на мучительные боли в области шеи. Подготовка к Олимпиаде проходила на фоне курса радиационной терапии, когда после каждого сеанса Джефф вынужден был делать перерыв в тренировках: «После процедур всегда оставались волдыри и трещины. На моей шее было более 20 мест, где они могли появиться. Врачи готовили для меня специальную мазь, но она моментально всасывалась после нанесения на кожу, так как кожа была горячей как после солнечного ожога. Мазь обладала успокаивающим действием и способствовала заживлению ран, позволяя хоть на время избавиться от ощущения сухости кожи во время движений».
Пожалуй, наиболее трудным для Д. Блатника в преодолении болезни было изучение возможностей собственного тела, определение пределов терпения. Ему было необходимо освоить новый тренировочный режим и приспособиться к настоящему чувству усталости после тренировок…
На Олимпиаде Джефф Блатник одержал победу не только над соперниками по турниру, он победил боль, победил отчаяние. На церемонии закрытия Игр ему было доверено нести национальный флаг США. Олимпийский чемпион, сражающийся со смертельной болезнью, стал живым воплощением мужества и силы воли! Пожалуй, один из самых сильных эмоциональных моментов в олимпийской истории – это слезы радости на лице этого бесстрашного атлета после выигрыша золотой олимпийской медали на Играх 1984 года.
Победа Блатника, пережившего лимфому, на домашней Олимпиаде восхитила американцев. «Если бы у меня не было рака, никто бы не знал, кто я такой. Многие другие хорошие борцы не попадают в новости», – сожалел Блатник.
Блатник завершил карьеру, когда на Олимпиаду приехал Карелин. Он стал комментатором раннего UFC – там выступали американские борцы
Блатник ушел из борьбы в 1988-м после рецидива лимфомы. Он не прошел на Олимпиаду в Сеуле и признает, что не выиграл бы – тогда началась эпоха Александра Карелина. Блатник остался в спорте: работал в федерации борьбы США, комментировал на ТВ и тренировал. Президент Клинтон назначил его членом Президентского совета по фитнесу и спорту.
В 1994-м Блатник неожиданно стал комментатором на UFC 4 – в те времена ММА считали «боями без правил». Именно Блатник популяризировал термин ММА, который мы сейчас используем. Блатник настаивал: «Называйте это смешанными единоборствами!» Он говорил это в трансляциях и поправлял людей в жизни.
«Всякий раз, когда вы произносите слова «смешанные боевые единоборства», думайте о Джеффе Блатнике. Он человек, который придумал этот термин. Он объяснил в эфире, что спортсмены «смешивали боевые искусства», и призвал людей перестать называть этот спорт «боями без правил», чтобы помочь завоевать признание», – вспоминал спортивный журналист Дэйв Мельцер.
Блатник заинтересовался UFC – там выступали его знакомые борцы. Он комментировал на 29 турнирах UFC – с 4-го по 32-й. На дебютном турнире Блатник принижал соперников борца Дэна Северна и удивился, когда того в финале засабмитил худощавый джитсер Ройс Грейси. Тогда Блатник стал изучать разные стили, чтобы быть экспертом в ММА. Он боролся с Кеном Шемроком, изучал джиу-джитсу и через переводчика узнавал у бразильцев названия приемов. В репортажах он много говорил о технических аспектах – хотя иногда ошибался.
В 1999-м Блатник стал комиссаром UFC – специальным представителем компании. Он использовал имя, чтобы легализовать ММА – в том числе в родном штате Нью-Йорк. Блатник встречался с законодателями и бизнесменами с кабельного телевидения. Он работал и в других штатах, заверяя всех, что ММА – новый спорт.
Блатник придумал правила ММА, но оказался не нужен Дане Уайту. После UFC тренировал детей и за деньги приезжал на мероприятия
После турнира UFC 20 в 1999-м Блатник и рефери Пол Маккарти разработали руководящие принципы ММА. Они хотели, чтобы UFC перестали критиковать за жестокость и вернули на ТВ – так в UFC появились раунды и критерии судейства. В апреле 2001-го Блатник вместе с Атлетическим советом штата Нью-Джерси разработал Единые правила ММА, которые используются до сих пор.
Блатник работал комментатором на всех турнирах – до UFC 32 в июне 2001-го. В начале года UFC купили братья Фертитта, а президентом стал Дана Уайт. Фертитты использовали связи, чтобы штат Невада проголосовал за признание ММА. Это позволило UFC попасть на кабельное ТВ и получать доход через платные трансляции (PPV).
Несмотря на заслуги Блатника, который годами работал над этим, он покинул UFC. В апреле Блатник создал правила ММА, а в июне исчез из UFC. История умалчивает, почему Уайт отказался от комментатора и эксперта, который работал в UFC почти 30 турниров. Говорят, Блатник мог уйти сам – не вытерпев снижения роли в компании. Спустя годы Уайт называл Блатника «хорошим парнем»:
«Когда мы впервые купили компанию на UFC 30, он был одним из комментаторов. Он был одним из парней, которые помогли Бобу Мейровицу, старому владельцу, начать внедрять некоторые правила в спорт. Очень хороший парень».
В конце жизни Блатник работал судьей и тренером по борьбе в средней школе. Фанаты UFC его не помнили, забыв олдскульные турниры. А новые поколения американцев не слышали историю борца, выигравшего Олимпиаду с раком. Поэтому Блатник искал способы заработать – в интернете предлагал забронировать себя на мероприятие.
В октябре 2012-го Блатник умер после тяжелой операции на сердце – ему было 55 лет. Главное, что он оставил после себя – имя в Зале славы UFC и Зале борцовской славы.