В этом году Казахстан может получить очень большой, если не рекордный, урожай зерна. Примерно такой, какой был в 2011 году. Но, кроме бравурных сводок о небывалом плодородии, 2011-ый был ознаменован крупными скандалами: зерна было так много, что фермеры не знали где его хранить, перед элеваторами выстраивались километровые очереди груженных КамАЗов, но часть урожая все равно пристроить никуда не удалось. И зерно осталось просто гнить на полях под снегом. «Голос народа» попытался понять – стоит ли готовиться к такому же трагическому сценарию сейчас, или же за долгие годы что-то кардинально изменилось.
Официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов подчеркивает: пока никаких прогнозов об урожае делать нельзя.
Да, на текущий момент перспективы хорошие, но природа способна подкинуть сюрпризы. К примеру, раннюю холодную осень, град, дожди невовремя.
Тем не менее, о том, что они готовятся к перевозке большого объема зерна уже заявили в КТЖ, то есть текущие прогнозы все же берутся в расчет.
Вместе с тем, вагонами зерно чаще всего отправляется с элеваторов, а не прямо с поля. Но хватит ли мощностей элеваторов, чтобы принять рекордный урожай?
«Вопрос не в мощностях по хранению, вопрос в мощностях по обработке зерна. Если зерно будет с высокой влажностью, его надо будет сушить. А для того, чтобы его сушить, нужно специализированное оборудование – зерносушилки. С ними ситуация плачевная, прямо скажу. Потому что последние несколько лет погодные условия и общая ситуация не способствовали тому, чтобы элеваторы вкладывались в обновление и содержание в исправности сушильного оборудования. Соответственно, многие мощности, как показал прошлый год, числятся только на бумаге. Использовать их по факту было невозможно», — отмечает он.
А к тому, что зерно будет повышенной влажности, есть много предпосылок: посеялись многие аграрии позже рекомендованных сроков из-за дождливой и холодной весны, убирать урожай, следовательно, тоже придется чуть позже.
Кроме того, в прошлом году на время уборки пришлись дожди, такой же может оказаться и нынешняя осень.
«Просушить тонну зерна с влажностью 20% и тонну зерна с влажностью 30% — это совершенно разное время. Соответственно, когда зерно идет более влажным, элеваторы в какой-то момент могут перестать его принимать», — предупреждает Карабанов.
Таким образом, эксперт, хоть и не прогнозирует пока высокого урожая, чтобы не сглазить, опасается, что в случае рекорда мы действительно рискуем повторить ситуацию 2011 года, когда часть зерна осталась под снегом.
Причем самое печальное, как отмечает Евгений Карабанов, в том, что сделать что-то сейчас, дабы дооснастить элеваторы сушилками к осени фактически нереально.
«Разбег цен на сушилки очень большой. Если мы говорим о плановой производительности 50 тонн в час, то такая сушилка может стоить от 80 млн тенге за экземпляр российского или китайского производства, до 150 млн тенге за экземпляр европейского или американского производства. Плюс их покупка и установка – это время. Одна доставка может затянуться на полгода. И я не думаю, что кто-то в этом году вкладывал средства в модернизацию сушильного оборудования, в первую очередь вследствие отсутствия таковых. А, во-вторых, многие элеваторы рассуждают так: зачем сейчас вкладываться в сушильное оборудование, если скоро снова могут наступить сухие годы и аграрии будут складировать зерно сразу у себя, а не везти на элеватор», — объясняет агро-эксперт.
Он подчеркивает: сейчас самое важное – хотя бы подготовить к приемке зерна имеющееся оборудование: отремонтировать, то, что нуждается в ремонте и обеспечить своевременную поставку топлива для сушилок.
«Мы помним ситуацию прошлого года, когда тоже шло влажное зерно, которое, к тому же, требовало более сильной просушки, чтобы остановить процессы прорастания. Но при этом часть элеваторов льготное дизтопливо смогли получить только в ноябре, что, конечно же, сказалось на скорости работы ХПП», — напоминает Карабанов.
При этом по сути, элеватору, который является самостоятельным бизнес-субъектом, на проблемы фермеров, которым негде будет сушить рекордный урожай раз в 15 лет, все равно. Он свою прибыль получит в любом случае.
Поэтому наведением порядка в этой сфере все же должны заниматься госорганы.
«Необходимо в первую очередь провести инвентаризацию наших элеваторных и сушильных мощностей, чтобы понимать картину по стране – в каком регионе есть недостаток, в каком – переизбыток. К примеру, в райцентре Жанаесиль стоят 13 элеваторов подряд. Нужны ли они все? В то же время есть регионы, где элеваторов не хватает. И фермеры вынуждены возить зерно на большие расстояния. Эта инвентаризация еще более важна, если учесть, что сейчас Минсельхоз рассуждает о диверсификации. А это значит, что все элеваторные и сушильные мощности должны быть универсальными, чтобы на них можно было хранить и сушить как зерновые, так и масличные культуры. И надо учесть, что тот же подсолнечник всегда идет с высокой влажностью и требует сушки», — напоминает Евгений Карабанов.
После рекордного урожая 2011 года, который частично сгнил на полях, в Казахстане была внедрена программа субсидирования, по которой возмещались до 25% затрат на строительство и оборудование элеваторов. Потом строительство убрали, субсидии можно было получить только за купленное оборудование.
Как сообщили «Голосу народа» в министерстве сельского хозяйства РК, данная субсидия есть и сейчас. Кроме того, на строительство элеватора можно взять льготный кредит. И на 2024-2026 годы запланирован ввод в эксплуатацию 5 зернохранилищ с емкостью 30,2 тыс тонн.
Комментируя возможный рекордный урожай в этом году и ситуацию 2011 года в ведомстве подчеркивают: под снегом хлеб не останется.
«Касательно сравнения с рекордным урожайным 2011 годом, необходимо отметить, что с тех пор произошло существенное увеличение емкостей хранения. По емкостям лицензированных хлебоприемных предприятий объемы остались фактически на том же уровне: 13,2 млн тонн (в 2011 году 13,6 млн тонн), однако есть значительные увеличения емкостей хранения у сельхозформирований. В 2011 году они владели емкостями хранения на 8,9 млн тонн, теперь же – на 15,9 млн тонн. Таким образом, общий объем имеющихся емкостей для хранения зерна составляет 29 млн тонн, против 22,5 млн тонн в 2011 году, что достаточно для хранения поступившего зерна нового урожая», — заверили нас в Минсельхозе.
Какова при этом мощность сушильного оборудования на элеваторах – в ведомстве не сообщили.