Время летит, когда весело и тянется, когда скучно. Но почему? Новое исследование ученых из Университета Невады в Лас-Вегасе (UNLV) предлагает интригующую информацию о том, как наш мозг воспринимает течение времени. Результаты исследования опубликованы в журнале Current Biology, пишут СМИ.
Некоторые из нас считают, что наш мозг отслеживает время синхронно с часами на наших устройствах, подсчитывая каждую прошедшую секунду. Однако это не совсем так. Новое исследование предполагает, что наше восприятие времени на самом деле основано на нашем опыте, а не на точных внутренних часах.
Исследователи проанализировали модели мозговой активности и обнаружили, что количество переживаний, которые мы получаем, влияет на наше восприятие времени. Более быстрое выполнение действия также влияет на то, как наш мозг регистрирует течение времени.
«Мы определяем время в нашем собственном опыте по тому, что мы делаем, по тому, что с нами происходит», — объяснил Джеймс Хайман, доцент кафедры психологии и старший автор исследования. «Когда мы неподвижны и нам скучно, время идет очень медленно, потому что мы ничего не делаем или ничего не происходит. Напротив, когда происходит много событий, каждое из этих действий продвигает наш мозг вперед. И если так наш мозг объективно определяет время, то чем больше мы делаем и чем больше с нами происходит, тем быстрее идет время».
В исследовании использовались сканы мозга, которые увеличивали переднюю поясную кору (ППК), область мозга, критически важную для мониторинга активности и отслеживания опыта. Исследователи давали грызунам задание выполнять повторяющиеся движения и анализировали их мозговые паттерны. Некоторым грызунам приходилось отвечать на одну и ту же подсказку более 200 раз.
Исследователи уже знали из предыдущих исследований, что каждый раз, когда мы делаем повторяющееся движение, паттерны мозга похожи, но не совсем так — они всегда немного отличаются. Главный вопрос, который волновал авторов исследования, заключался в том, соответствуют ли эти небольшие различия в изменениях паттернов мозга выполнению первого и 200-го движения в серии.
Результаты показали, что активность мозга заметно меняется по мере выполнения задачи, от начала до конца, независимо от скорости движения. Эти закономерности оставались неизменными при анализе с помощью модели машинного обучения, что указывает на то, что изменения в нейронной активности обусловлены опытом, а не временными интервалами.
Хайман проиллюстрировал это на гипотетическом примере двух рабочих фабрики, которым поручено изготовить 100 виджетов. Одному требуется 30 минут, чтобы выполнить задачу, а другому — 90 минут.
«Продолжительность времени, необходимого для выполнения задачи, не повлияла на мозговые паттерны. Мозг — это не часы; он действует как счетчик», — объяснил Хайман. «Наш мозг регистрирует вибрацию, ощущение времени… И для наших рабочих, изготавливающих виджеты, это означает, что вы можете заметить разницу между изготовлением виджета № 85 и виджета № 60, но не обязательно между № 85 и № 88».