В оползнеопасных зонах проживает 3 тысячи 888 семей. Об этом сегодня на пресс-конференции в агентстве «Кабар» рассказал первый заместитель министра чрезвычайных ситуации КР Азамат Мамбетов.
По его словам, их них 2 тысячи 495 семей, несмотря на то, что со стороны государства были выданы земельные участки и ссуды, продолжают проживать в опасных зонах, 1 тысяча 393 семьи от государства помощи не получали.
«Несмотря на опасность земельных оползней, эти граждане продолжают проживать в опасных зонах. И они даже пишут расписки о том, что это их решение остаться здесь, и, в случае какой-либо чрезвычайной ситуации, у них нет претензий ни к кому. Это показывает, что у нашего народа нет культуры самосохранения. Ради своих желаний и капризов, они готовы подвергнуть риску свои семьи», — заявил Мамбетов.
Также он сообщил, что по состоянию на 24 июля 2024 года в Кыргызстане зарегистрировано 311 селей.
По его словам, это на 501 процент больше, чем в прошлом году (в 2023-м 62 случая).
Материальный ущерб превысил 1 миллиард сомов. Однако, как отметил, замминистра, сумма может увеличиться из-за последних селей в Ошской области и селе Арстанбап.
Всего затоплены 4 тысячи 551 жилой дом, 68 социальных объектов, более 400 километров автодороги, сели унесли 869 животных, 87 машин повреждены, 76 жилых домов в аварийном состоянии, 86 домов нуждаются в восстановлении.
«Режим чрезвычайной ситуации введен в городе Оше, Кара-Суйском, Ноокатском районах Ошской области, Лейлекском, Баткенском, Кадамджайском районах Баткенской области, Ноокенском, Сузакском, Аксыйском районах Джалал-Абадской области, Таласском районе Таласской области. В настоящее время режим ЧС действует в Арстанбапе», — сказал Азамат Мамбетов.
Глава МЧС Бообек Ажикеев на пресс-конференции, посвященной итогам деятельности министерства за I полугодие 2024 года, ответил на критику людей о работе ведомства.
По его словам, работа МЧС по ликвидации последствий селей вызвала недовольство граждан.
«Нас часто спрашивали, где сотрудники МЧС? Объясню вам, в министерстве республиканская, городская, областная и районная структуры. Возле каждого дома не живет спасатель, чтобы за 15 минут приехать и ликвидировать последствия стихии. Поясню по ситуации в Ноокате. Там в горах застряли 1,3 тысяч человек и 160 машин. Как только поступил вызов, наши спасатели сразу выехали, чтобы провести уточняющие работы. Ближайший к тому месту пункт находится в Оше. Как думаете, сколько времени им понадобилось, чтобы доехать до места происшествия? В горах связи нет, и пока спасатели не вернутся и не доложат нам ситуацию, мы не можем дать какую-либо информацию», — отметил Бообек Ажикеев.
Затем глава МЧС затронул вопрос техники.
«Техника министерства не дежурная машина. Президент поручил закупить дорогостоящее оборудование. Оно работает днем и ночью. Чтобы переместить тяжелые машины уходит не 5 минут и даже не два часа. Их нужно заправить, подготовить. И мы не можем по первому же требованию сиюминутно ее предоставить», — сказал министр ЧС.
Бообек Ажикеев рассказал и о вертолетах. По его словам, сели сопровождают ливневые дожди, грозы и низкая облачность, в такую погоду вертолеты нельзя использовать.
«Таковы международные требования. Говорят, в других странах вертолеты летают по ночам. Для таких полетов нужен опытный пилот, приборы ночного видения, соответствующее оборудование», — подчеркнул глава МЧС.
Напомним, 14 июля в результате интенсивных осадков в селах Ошской области и городе Оше сошли сильные сели. Сообщалось, что селевые потоки унесли четверых человек. Все они члены одной семьи. Позже тело 7-летней девочки нашли в Узбекистане. Кроме того, во время эвакуации населения погиб мужчина. Его задавил грузовик. Всего в больницу обратились за помощью 30 человек. 15 июля в реке Ак-Бууре нашли тело женщины, пропавшей после селей, а также в Узбекистане нашли тела двух сестер.
23 июля селевые потоки сошли в селе Арстанбап Джалал-Абадской области. Они смыли внутренние дороги села и снесли легкие конструкции.