OpenAI представила тестовую версию SearchGPT — поисковой системы на базе искусственного интеллекта, которая обрабатывает информацию из интернета в реальном времени и представляет результаты в удобном формате. Вместо традиционного списка ссылок SearchGPT структурирует данные, предоставляя краткие описания и прямые ссылки на источники. Этот подход был разработан в сотрудничестве с ведущими новостными изданиями вроде The Wall Street Journal и The Associated Press. SearchGPT предлагает иной способ взаимодействия с информацией, что делает его серьезным конкурентом для устоявшихся поисковых гигантов вроде Google. Сервис пока доступен только для 10 000 тестовых пользователей, а в будущем его функционал планируют интегрировать в ChatGPT, пишут СМИ.
Поисковик представляет собой большое текстовое поле, где пользователю предлагается ввести запрос. Однако вместо обычного списка ссылок SearchGPT пытается структурировать и «осмыслить» найденную информацию. В одном из примеров OpenAI поисковик суммирует информацию о музыкальных фестивалях, а затем представляет краткие сводки мероприятий со ссылками на источник. В другом примере поисковик объясняет, когда сажать помидоры, а затем описывает различные сорта растения. После появления результатов можно задать дополнительные вопросы или открыть другие релевантные ссылки на боковой панели. Также есть функция «визуальные ответы», о которой пока нет подробной информации.
Цифровой прорыв: как искусственный интеллект меняет медийную рекламу
SearchGPT — это пока только «прототип». Сервис работает на основе моделей семейства GPT-4 и будет доступен только для 10 000 тестовых пользователей на старте. OpenAI сотрудничает со сторонними партнерами и использует прямые потоки контента для формирования результатов поиска. Конечная цель — интегрировать функции поиска непосредственно в ChatGPT.
Появление SearchGPT может стать серьезной угрозой для Google, которая спешно внедряет функции искусственного интеллекта в свою поисковую систему, опасаясь оттока пользователей к конкурентам, предлагающим эти инструменты первыми. Кроме того, OpenAI становится прямым конкурентом стартапа Perplexity, позиционирующего себя как поисковики на базе искусственного интеллекта. Perplexity недавно подверглась критике за функцию генерации ИИ-сводок, которую издатели обвинили в прямом плагиате их работ. В частности, ИИ-поисковик стартапа использовал статью журнала Forbes, не упомянув источник новости.
Похоже, OpenAI учла негативную реакцию и применила иной подход. В блоге компания подчеркнула, что SearchGPT был разработан в сотрудничестве с различными новостными партнерами, включая таких гигантов как The Wall Street Journal, The Associated Press, Business Insider, Le Monde и Vox Media. Некоторые сделки обошлись OpenAI в миллионы долларов. Интересно, что ранее газета New York Times подала на OpenAI и Microsoft в суд, заявив, что контент газеты использовался без разрешения для обучения систем OpenAI.
SearchGPT направлен на то, чтобы пользователи могли легко находить первоисточник информации. Система автоматически добавляет ссылки на сайты издателей прямо в ответы на запросы, помогая пользователям быстро переходить к оригинальным материалам. Однако многие СМИ обеспокоены тем, что поисковые системы на базе ИИ от OpenAI и Google могут давать короткие, но исчерпывающие ответы. Читателям в таком случае не нужно переходить по ссылкам и, как следствие, трафик на сайты издателей будет снижаться, что приведет к потере доходов от рекламы. В OpenAI говорят, что пока неясно, сколько трафика SearchGPT сможет направить издателям. Они планируют узнать больше о поведении пользователей во время тестирования. Но издатели получат возможность контролировать, как их контент используется в поисковике OpenAI. Они могут запретить обучение моделей на своих данных, но оставаться в результатах поиска.
В сентябре прошлого года OpenAI представила функцию поиска в интернете для ChatGPT под названием Browse with Bing, но она выглядит гораздо более примитивной по сравнению с SearchGPT. SearchGPT будет доступен бесплатно на этапе запуска. Пока в нем нет рекламы, и, очевидно, компании предстоит в скором времени решить вопрос монетизации.