Феноменальное сознание, в отличие от функционального, нельзя определить в терминах физических процессов. Все, на что способна наука, это соотнести феноменальное сознание с определенными физическими процессами. Но она не может объяснить, почему эти процессы не работают в отсутствие феноменального сознания, считает Ральф Виер, философ и автор книги The Mind-Body Problem and Metaphysics.
Согласно стандартной физической модели, всё на свете состоит из 61 элементарной частицы, включая человеческий организм. Однако помимо мозга у человека есть еще и сознание — взгляд на мир от первого лица, внутреннее пространство с цветом, звуком, ощущениями и эмоциями. Философия называет это внутреннее пространство «феноменальным сознанием», переживаниями, которые мы испытываем, когда наслаждаемся вкусом кофе, смотрим на закат или размышляем о Римской империи. Ученые потратили много времени и сил на то, чтобы выяснить его природу, но так и не понимают до конца, как не имеющие сознания частицы смогли создать обладающий сознанием разум.
Для того чтобы понять, в чем тут парадокс, важно уяснить, что феноменальное сознание отличается от функционального сознания. Последнее относится к способности организмов функционировать определенным образом — в частности, подходящим образом реагировать на среду или внутренние состояния.
Объяснить устройство функционального сознания через взаимодействие элементарных частиц относительно просто, поскольку такого рода деятельность может быть определена через физические величины. С феноменальным сознанием сделать это сложнее. Или даже невозможно.
Причина такого пессимизма в том, что любая физическая система отлично работает безо всякого опыта самосознания. Для функционирования автоматический двери, растения или компьютера им не нужно осознавать себя.
Некоторые неспециалисты в этой области предполагают, что объяснить сознание хоть и трудно, но возможно, надо только поразмышлять над проблемой достаточно долго и найти определенное соотношение частиц, которое будет обладать сознанием. Однако специалисты понимают, что на самом деле все куда сложнее. Существует несколько гипотез о физических свойствах, коррелирующих с сознанием. Одна определяет процессы сознания как особое рабочее пространство взаимодействия между отдельными мозговыми процессами. Другая предполагает, что сознание возникает в системах, которые удовлетворяют математическому значению «интегрированной информации».
Однако все эти гипотезы не объясняют, почему физические системы, коррелирующие с сознанием, не функционируют в бессознательном режиме. Они останавливаются на эмпирическом наблюдении, что по каким-то неизвестным причинам определенные физические системы и феноменальное сознание объединяются.
Если мы хотим объяснить феноменальное сознание, а не просто наблюдать физические свойства, с которыми оно соотносится, нам обязательно придется разочароваться. К примеру, если мы хотим объяснить, почему вода при комнатной температуре жидкая, можно сказать, что это из-за силы водородных связей между молекулами H2О. Это объяснение подходит, потому что имеется понятийная связь между слабостью водородных связей и макроскопическими свойствами жидкости.
Физическое объяснение феноменального сознания потребовало бы такой же понятийной связи между феноменальным сознанием и некоторыми видами физической деятельности. Должно существовать какое-то движение частиц, которое явно не может произойти без сознательного опыта. Но таких понятийных связей не существует. Поэтому дальтоник не может узнать, каково это — видеть цвет, читая в учебнике описание механизма визуального восприятия.
Отсутствует важное логическое звено между процессами, которые изучает физика, и сознательным опытом, который иногда сопутствует им. Это и делает физическое объяснение сознания невозможным.