Когда в воскресенье шейх Хасина созвала кризисные переговоры по безопасности, чтобы положить конец нарастающим беспорядкам в Бангладеш, она, по-видимому, отрицала, что ее время на посту премьер-министра истекло.
В течение нескольких часов ее сметет народная сила — и действительно, мало кто мог предсказать скорость ее ухода.
В конце концов, именно совет близких родственников, а не высокопоставленных сотрудников службы безопасности убедил ее бежать, как сообщил BBC ее сын.
Госпожа Хасина приняла решение как раз вовремя — уже через пару часов после ее побега в ее резиденцию ворвалась толпа.
Заседание Комитета национальной безопасности, созванное поздно утром в воскресенье, собрало премьер-министра, находящегося в напряжении, с тремя высшими военными начальниками страны, старшими должностными лицами по безопасности и полицией. Настроение было трезвым.
Давление на премьер-министра росло в течение нескольких недель, пока антиправительственные протесты бушевали по всей стране. Сотни людей были убиты в результате самого жестокого насилия, которое Бангладеш видел со времен войны за независимость в 1971 году.
Только в воскресенье погибло не менее 90 человек, в основном демонстранты, застреленные силами безопасности, но также растет число полицейских, убитых толпой.
BBC Bangla узнала от чиновников, что шейха Хасина хотела оставить открытыми «два варианта». Пока готовилась к ее отъезду из страны, она хотела остаться у власти до последнего момента — силой.
Военные лидеры не согласились. В воскресенье простые люди и протестующие смешались с полевыми солдатами и офицерами армии в разных частях страны. Оценив ситуацию, старшие военные офицеры поняли, что все вышло из-под контроля.
По отдельности, высшее военное руководство на встрече заявило премьер-министру, что солдаты не могут стрелять в гражданских лиц, но они могут обеспечить поддержку безопасности полиции, сообщили источники BBC. Старшие начальники полиции также жаловались на то, что у них заканчиваются боеприпасы, как выяснилось позже.
Однако шейха Хасина не желала ее слушать, и никто не хотел с ней не соглашаться в лицо.
После встречи ее пресс-секретарь выступила с дерзким посланием. Она назвала протестующих «террористами» и призвала людей оказать сопротивление тем, кого она назвала «поджигателями».
Силы безопасности опасались, что вскоре ситуация может перерасти в гражданскую войну.
Фотографии воскресного насилия стали вирусными в социальных сетях, поскольку число погибших неуклонно росло. Изображения молодых людей с пулевыми ранениями, застреленных полицией и членами молодежного крыла правящей партии Авами Лиг, вызывали еще больше гнева.
Когда ожесточенность столкновений стала очевидной, лидеры студентов выступили с призывом провести массовый марш в Дакке через день, застав власти врасплох.
По данным разведки, требования студентов набирали силу, и тысячи людей планировали направиться в столицу на следующий день.
Если бы силы безопасности попытались остановить протестующих, началась бы новая кровавая бойня.
Поэтому командующий армией Вакер-Уз-Заман решил снова поговорить с премьер-министром.
Надежные источники сообщили, что три начальника служб встретились с ней в воскресенье вечером и вежливо объяснили, что ситуация на местах становится все более нестабильной, и что в понедельник утром в Дакке ожидаются толпы людей в несколько тысяч человек. Они не могли гарантировать безопасность ее резиденции.
Шейх Хасина не последовала их совету, но журналисты в Дакке заявили, что чувствуют, что власть уже меняется. К воскресному вечеру полиция отсутствовала во многих местах, а многочисленные баррикады безопасности были безлюдными, пишет Би-би-си.
«Чиновники провели беседу с Реханой в другой комнате. Они попросили ее объяснить ситуацию Хасине. Затем Рехана поговорила со своей старшей сестрой, но Шейх Хасина была полна решимости удержать власть», — сообщила ежедневная газета Prothom Alo на бенгальском языке.
Затем сын г-жи Хасины Саджиб и дочь Сайма, которые оба живут за границей, поговорили с ней по телефону и настояли, чтобы она поехала. Во время этих семейных переговоров, как сообщается, присутствовал начальник армии, который является родственником г-жи Хасины.
«Моя мама вообще не хотела покидать страну. Нам пришлось ее уговаривать», — рассказал Саджиб Вазед Джой в интервью BBC во вторник, добавив, что его мать начала думать об отставке в субботу вечером.
«Мы в семье умоляли ее, мы убеждали ее, что это толпа, они хотят насилия, и они убьют тебя, и нам нужно доставить тебя в безопасное место. Но сколько бы времени ни понадобилось толпе, чтобы добраться туда, столько времени у нее и было. Они просто ушли без всякой подготовки.
«Я звонил ей вчера в Дели. Она в хорошем расположении духа, но очень разочарована. Она очень расстроена народом Бангладеш».
Днем ранее Вашингтон, как сообщается, сообщил представителям МИД Индии, что время для г-жи Хасины истекло. У нее закончились варианты.
Однако после того, как она неохотно согласилась подписать документы об отказе от своей должности, все еще оставался вопрос о том, как безопасно вывезти ее из страны.
Высокопоставленный военный чиновник, не пожелавший назвать свое имя, рассказал BBC Bangla, что только Силы особой безопасности, Полк президентской гвардии и некоторые старшие военные офицеры в штабе армии знали, когда Шейх Хасина подписала заявление об отставке и села в военный вертолет, который должен был вывезти ее из ее резиденции. Все это было сделано совершенно секретно.
Около 10:30 по местному времени (05:00 по Гринвичу) власти отключили интернет, чтобы никакие новости о передвижениях Шейх Хасины не могли распространяться в социальных сетях.
Его снова активировали только после того, как она сбежала.
По словам высокопоставленных армейских источников, были приняты меры для безопасной доставки Шейх Хасины в аэропорт. Были опасения, что ее конвой может быть атакован, поэтому весь маршрут был расчищен, а пункт отправления защищен. Но в конце концов, везти ее по дороге оказалось небезопасно, поэтому вместо этого использовали вертолет.
По словам ее сына, вплоть до момента отъезда Хасина не хотела садиться в самолет.
«Она хотела, чтобы моя тетя уехала», — сказал ее сын. «Моя мать не хотела садиться в вертолет. Я был на связи, убеждал свою мать, говорил моей тете, им обеим, что она должна уехать».
После этого их перевезли из Гоно Бхабана к ожидавшему там самолету C-130 Hercules ВВС Бангладеш, который был уже готов.
Саджиб Вазед Джой говорит, что, по его мнению, они отправились в Агарталу, столицу восточного штата Индии Трипура, а оттуда были доставлены в Дели. С Индией уже связались, и она согласовала транзит по этому маршруту, сообщили официальные лица.
По другим данным, ее доставили на вертолете в аэропорт в Дакке, а затем на самолете в Дели.
По словам официальных лиц, какой бы маршрут они ни выбрали, примерно в 13:30 по местному времени г-жа Хасина, ее сестра и высокопоставленный депутат от партии «Авами лиг» Салман Фазлур Рахман были пересажены из вертолета в самолет, который доставил их в Дели.
Видео в социальных сетях показывает четыре или пять чемоданов на земле, ожидающих погрузки. Многие из вещей, которые она оставила, были увезены толпами, которые вторглись в ее дом, даже когда она все еще была в воздухе.
Несколько часов спустя самолет приземлился в Дели, дальнейший пункт назначения пассажиров неизвестен.
В Дакке снова заработал Интернет, а по всему Бангладеш начались празднования по случаю окончания 15-летнего правления шейхи Хасины.
Женщина, которую когда-то считали демократкой, но позже многие называли деспотом, скрылась, словно беглянка, под покровом интернет-тьмы.
76-летняя «железная леди» Шейх Хасина Вазед занимала пост главы правительства дольше всех в истории Бангладеш. Политик находилась на посту премьера с 1996 по 2001 год и с 2009 по 2024 год.
7 января лидер правящей партии «Авами Лига» (Народная лига) Шейх Хасина победила на парламентских выборах в стране.
Шейх Хасина родилась 28 сентября 1947 года в деревне Тонгипара на юго-западе страны.
Отец Хасины — Муджибур Рахман первый президент и премьер-министр Бангладеш. Он был одним из лидеров «Великой освободительной войны», в результате которой Бангладеш обрел независимость в 1971 году.
В 1975 году он был убит в результате военного переворота вместе с членами своей семьи. Две дочери Муджиба, Шейх Хасина и Шейх Рехана, в момент его убийства находились в Германии.
Во время учебы в Университете Дакки в конце 1960-х годов Шейх Хасина активно занималась политикой.
В 1981 году она вернулась в Бангладеш из Индии, где жила в изгнании после путча, и была избрана главой крупнейшей в стране партии «Авами Лиг».
Шейх Хасину неоднократно помещали под домашний арест за критику в адрес тогдашних властей.
В том же году Хасина и лидер Националистической партии Бангладеш (БНП), экс-премьер Бегум Халеда Зия возглавили народное движение против главы правившей в стране в то время военной администрации Хусейна Мухаммада Эршада.
На выборах 1990 года, состоявшихся спустя год после отстранения от власти Эршада, победила партия Халеды Зия. Шейх Хасина обвинила БНП в подтасовке результатов голосования.
После победы «Авами лиг» на выборах в 1996 году Хасина впервые возглавила правительство.
В 2004 году во время выступления Шейх Хасины в Дакке на нее было совершено покушение, в результате которого она получила ранение.
Пандемия коронавируса в Бангладеш сопровождалась высокой инфляцией и резким ростом стоимости жизни.
Валютные резервы страны серьезно сократились, с 2016 года внешний долг возрос вдвое.
Граждане возложили на Хасину ответственность за тяжелую эконмическую ситуацию, обвиняя власти в коррупции.
Власти также подвергались критике за преследование политических оппонентов и давление на СМИ.
Эксперты отмечают, что правительство использовало такой же жесткий подход, когда в июле текущего года в стране начались протесты, что еще больше обострило напряженность. Однако Шейх Хасина отвергла обвинения в том, что правительство Бангладеш применяло жесткие меры по отношению к протестующим.
Лауреат Нобелевской премии из Бангладеш Мухаммад Юнус возглавит временное правительство страны после того, как бывший премьер-министр Шейх Хасина ушла в отставку и бежала из страны на фоне массового восстания против ее правления, возглавляемого в основном студентами.
Об этом в среду утром заявила Джойнал Абедин, пресс-секретарь президента Мохаммеда Шахабуддина.
Абедин также сообщил, что кандидатуры остальных членов правительства под руководством Юнуса будут определены вскоре после обсуждения с политическими партиями и другими заинтересованными сторонами.
Лидеры студенческих протестов, командующие трех армейских подразделений страны, представители гражданского общества, а также некоторые руководители предприятий во вторник поздно вечером провели совещание с президентом, которое длилось более пяти часов, чтобы принять решение о главе временной администрации.
Студенты ранее предложили Юнуса и сообщили, что 83-летний пионер микрофинансирования согласился. Ожидается, что он скоро вернется в страну из Парижа, сообщают местные СМИ.
После принятия решения лидеры студентов покинули официальную резиденцию президента вскоре после полуночи, удовлетворенные и приветствующие это решение.
Лидер студенческой группы Нахид Ислам назвал переговоры «плодотворными» и сказал, что Шахабуддин согласился, что временное правительство «будет сформировано в кратчайшие сроки».
Шахабуддин также уволил начальника национальной полиции после кровавых протестов, которые привели к отставке Хасины, и назвал ему замену, сообщили в его офисе.
В Бангладеш «Разакар» — крайне оскорбительный термин. Это слово означает добровольцев, но относится оно к тем, кто поддерживал операцию пакистанских военных по подавлению освободительной войны Бангладеш в 1971 году и обвинялся в отвратительных преступлениях.
76-летний премьер-министр Шейх Хасина, которая в понедельник ушла в отставку и покинула страну на военном вертолете на фоне массовых беспорядков, известна тем, что за более чем 15 лет своего пребывания у власти использовала этот термин для обозначения любого, кого она считала угрозой или инакомыслящим .
Дочь отца-основателя страны и бывшего президента шейха Муджибура Рахмана, Хасина была лидером продемократического восстания, которое в 1990 году свергло военного правителя и тогдашнего президента Хоссейна Мохаммада Эршада.
Хасина впервые стала премьер-министром после того, как ее партия «Авами лиг» победила на выборах в 1996 году. Она снова пришла к власти в 2009 году, помогая добиться впечатляющего экономического роста, в то же время становясь все более авторитарным государством, подавляя свободу слова, инакомыслие и оппозицию в Бангладеш, стране с населением 170 миллионов человек и восьмой по численности населения в мире.
Срок полномочий Хасины как самой продолжительной женщины-главы правительства в Бангладеш был отмечен использованием сил безопасности, в том числе печально известного военизированного формирования «Батальон быстрого реагирования», которое она обвиняла в похищении и даже убийстве членов оппозиции и инакомыслящих, а также в фальсификации выборов.
По словам критиков, даже судебная система, которая в значительной степени является двухпартийным институтом, оказалась скомпрометирована во время ее пребывания в должности, что вынудило главного судью бежать из страны после того, как он выступил против нее в решении.
Затем были основные СМИ, которые, как говорят критики, контролировала Хасина, чтобы создавать и поддерживать повествование против своих оппонентов. Большинство основных СМИ Бангладеш принадлежат компаниям, связанным с Авами Лиг.
Контроль над средствами массовой информации позволил Хасине изображать своих сторонников как законных наследников наследия независимости страны и ее достижений, в то же время изображая инакомыслящих и членов оппозиции из Националистической партии Бангладеш и Джамаат-и-Ислами (Исламская ассамблея Бангладеш) как остатки предательских и «экстремистских» фракций .
Бывший премьер-министр и ключевой лидер оппозиции Бегум Халеда Зия была заключена в тюрьму в 2018 году по обвинению в коррупции, а один из лидеров «Джамаат-и-Ислами» был казнен в 2016 году.
Однако Хасина совершила серьезную ошибку, назвав студентов, протестующих против реформы квот на рабочие места, «Разакар», тем самым перейдя рубикон.