В МИД Таджикистана назвали «провокационной» реакцию представителей оппозиции, некоторых международных организаций и священнослужителей некоторых стран на новую редакцию закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов», который вступил в силу в июне этого года.
В соответствии с поправками, в Таджикистане запрещено «ввозить, пропагандировать и продавать одежду, которая не соответствует национальной культуре», сообщает Озоди.
И если раньше за несоблюдение норм этого закона предусматривалась только административная ответственность, то теперь предусмотрена и уголовная ответственность с крупными штрафами и лишением свободы сроком до трех лет.
Заместитель министра иностранных дел Фаррух Шарифзода сообщил 13 августа в присутствии зарубежных дипломатов и международных СМИ в Душанбе, что целью принятия новой редакции закона является защита национальных ценностей и предотвращение экстремизма.
«К большому сожалению, в последнее время деструктивные группы из некоторых стран мира, которым не нравится прогресс и процветание нашей страны, позволяют себе неподобающие мнения и даже призывы к действиям», — отметил он.
Он назвал принятые поправки «конструктивными», которые, по его словам, «в основном направлены на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей». «Эти группы предоставляют предвзятые и необоснованные толкования принятых поправок – якобы в Таджикистане запрещено носить сатр, хиджаб и введены ограничения на совершение хаджа. В связи с этим со всей ответственностью заявляю, что все эти толкования не имеют под собой никаких оснований», — сказал чиновник.
Ранее Лига мусульманских ученых, Мусульманская группа защиты гражданских прав и Комиссия Соединенных Штатов по международной свободе вероисповедания осудили вышеупомянутые поправки, а некоторые экстремистские священнослужители в Афганистане, близкие к Талибан, даже объявили Таджикистану «джихад».
Глава Совета улемов Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода 13 августа сообщил, что эти поправки направлены не на ограничение свободы вероисповедания, а на предотвращение экстремизма: «Представители некоторых дипломатических корпусов хорошо осведомлены, что в их странах соблюдается национальная форма одежды в соответствии с шариатом. Ислам не определяет какой-либо фасон, цвет или стиль женского головного убора мусульманки – сатр».
Директор Центра исламоведения при президенте Таджикистана Абдурахим Холикзода назвал нормы законов о регулировании традиций и обрядов, а также об ответственности за воспитание ребенка «соответствующими природе демократического государства».
«Закон об ответственности родителей за воспитание детей и закон о регулировании традиций и обрядов полностью соответствуют требованиям Конституции и международных документов, признанных Таджикистаном», — подчеркнул он.
Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» был принят по предложению президента страны в 2007 году, как заявляют чиновники различного ранга, «с целью защиты экономических и материальных благ граждан страны, повышения уровня их правовой культуры и правового самосознания». Сторонники правительства называют его «национальным законом», не имеющим прецедентов в мировой юридической практике. Оппоненты же заявляют, что власти посредством этого закона вмешиваются в личную жизнь людей, их карманы, начиная от выбора имен и фамилий и заканчивая размерами дастарханов, столов, могил и их надгробиями.