Мыслями о возможном наказании для своего подзащитного поделилась во время пресс-конференции в Алматы адвокат Рена Керимова. Она представляет в суде интересы Армана «Дикого» Джумагельдиева – фигуранта одного из громких уголовных дел, возбужденного по следам январских событий 2022 года, сообщает Республика.
Напомним, что Армана Джумагельдиева, известного в определенных кругах как «Дикий Арман», судят за похищение 24 случайных прохожих в ходе январских событий 2022 года. По данным Генпрокуратуры РК, вооруженные люди Джумагельдиева избивали похищенных людей и удерживали их в паркингах гостиниц Ritz Carlton и «Казахстан». Кроме того, он и его сообщники 6 января проводили раздачу пистолетов Glock и Макарова преступникам, организованно прибывавшим в гостиницу «Казахстан» в Алматы.
Вместе с ним на скамье подсудимых находятся полковник нацбезопасности Руслан Искаков, бывший депутат маслихата Алматы Кайрат Кудайберген и еще 42 человека. Всех их обвиняют в организации массовых беспорядков, создании организованной преступной группы (ОПГ) и пытках во время Кантара.
Поскольку суд по этому делу проходит в закрытом режиме, адвокаты связаны законодательством и не имеют права разглашать подробности судебных перипетий. Между тем они обращают внимание на то, что правоохранительные органы готовят общество к тому, чтобы оно положительно восприняло вполне вероятный обвинительный приговор, и для этого периодически называют Джумагельдиева «лидером преступной группировки».
Происходит это, по их мнению, не только в официальных заявлениях МВД или прокуратуры, но и в журналистских материалах.
Так, один из адвокатов Джумагельдиева Елена Жигаленок отметила, что несколько дней назад пресс-центр МВД сообщил о задержании 15 предполагаемых участников ОПГ Дикого Армана:
«Но Арман Джумагельдиев никогда не осуждался как лидер ОПГ, не состоял на специальном учете. Эта формулировка – лидер ОПГ – придумана, и МВД продолжает ее употреблять в отношении Джумагельдиева в нарушение принципа презумпции невиновности. Это можно расценивать и как политику очернения нашего подзащитного, и как давление на суд».
А если перейти конкретно к событиям Кантара, то, по ее словам, и это можно услышать и увидеть на странице Джумагельдиева в Instagram, он не говорил ничего такого, к чему бы в своих обращениях ни призывал президент страны: не поддаваться на провокации, не мародерствовать, перевести протест в мирное русло и идти на конструктивный диалог с властью.
«Да, у него был штаб в гостинице «Казахстан». Но он был создан, чтобы раздавать продукты первой необходимости нуждающимся. Да, сторонники (но не члены ОПГ) Джумагельдиева задерживали людей – но только мародеров и находившихся под действием алкоголя и наркотиков. Да, выходили на площадь – но опять же для того, чтобы остановить беспорядки. Другими словами, эти молодые люди в условиях отсутствия законной власти в городе пытались обеспечивать порядок. И если бы суд над Джумагельдиевым был открытым, общество бы услышало и эту «правду» подсудимых, а их более 40 человек», — добавила Жигаленок.
Ее коллега Рена Керимова в свою очередь отметила, что закрытый процесс над Джумагельдиевым лишний раз свидетельствует о том, что правоохранителям эта «правда» не нужна.
Также она отметила, что даже проведению этой пресс-конференции, на которой и не могло быть раскрытия судебных тайн, власть пыталась воспрепятствовать: открытых угроз не было, но использовались такие методы давления, как слежка, уговоры, намеки на лишение лицензии и тому подобные.
Кстати, в том, что адвокаты не преувеличивают степень слежения за их действиями, журналисты смогли убедиться сами. Так, к началу пресс-конференции в Национальный пресс-клуб прибыл сотрудник прокуратуры, чтобы лишний раз предупредить спикеров, что они не имеют права разглашать «тайны следствия». В результате чего брифинг прошел с получасовым опозданием.
А свидетельством тому, что способы давления могут быть разными, стало выступление «в прямом эфире» (брифинг транслировался в интернете на площадке ZOOM) неизвестного, который облил Рену Керимову потоком ругательств, среди которых «дура» было самым приличным.
Впрочем, желание тролля заткнуть рот адвокату объяснимо: она называет своего подзащитного не преступником, а патриотом и батыром, суд над которым идет в условиях кампании по его полной дискредитации и подготовке общества к тому, что под судом находится отъявленный негодяй, виновный в развязывании беспорядков в Алматы в начале января 2022 года.
Учитывая этот фон (несмотря на то, что сам подсудимый, по словам Керимовой, выстраивает свою линию защиты грамотно) с большой долей вероятности можно предполагать, что приговор будет обвинительный. Хотя, как отмечает адвокат, она была бы удовлетворена, если бы приговор был условным:
«Самат Абиш (бывший первый заместитель председателя КНБ) и Ерлан Тургумбаев (экс-министр внутренних дел) – высшие чины, облеченные властью — были осуждены к 8 и 5 годам лишения свободы условно соответственно. И за такие серьезные преступления, в сравнении с которыми то, что вменяют нашему подзащитному – детский лепет. Но раз пошла у нас такая судебная практика, нашего подзащитного условный срок тоже устроит – хоть 10 лет. Он ничем не хуже Абиша».
Между тем еще один громкий фигурант этого дела – бывший начальник 5-го Департамента КНБ РК Алматы Руслан Искаков – намерен требовать полного своего оправдания, так как не считает себя ни в чем виновным.
Об этом сообщил присутствовавший на пресс-конференции адвокат Искакова Салимжан Мусин.
По версии следствия, именно его приказания и выполнял Арман Джумагельдиев со своими сторонниками.
Сам же Арман Джумагельдиев, добиваясь правосудия, обращается за помощью к главе государства.
«Обращаюсь к президенту и народу Казахстана в связи с потоком лживой информации со стороны силовиков и их подручных СМИ, которые пытались и пытаются сделать меня организатором беспорядков «кантара», фальсифицируя уголовные дела и снимая фильмы пропагандистского характера, лишь бы очернить меня и патриотов, которые защищали государство и мирный народ.
_
К сожалению, лжепрокуроры и лжепотерпевшие ходатайствовали о закрытом суде, так как они знают, что выйдет вся грязь и фальсификация и народ узнает кто герой, а кто трусливый предатель.
_
Мне стыдиться нечего, а наоборот. Я горжусь, что в самое трудное время я был на страже закона и защищал свою страну. По воле Аллаха, надеюсь, что до президента дойдет весь беспредел по «кантару» и он проверит все мои доводы и убедится, что Арман не предатель, а герой!
_
Прошу открыть мой суд, чтобы все знали правду, которую пытаются скрыть предатели казахского народа», — говорится в его обращении, которое было зачитано под занавес пресс-конференции.