Девальвация тенге бьёт по самым бедным Казахстана

Автор -

    Австралийское издание Conversation пишет, что девальвация казахстанской валюты ударила по бедным слоям населения и ухудшила их и без того неважное положение.

    Авторы статьи профессор Ливерпульского университета Анатолий Количев, декан Высшей школы бизнеса Назарбаев Университета Джозеф Конингс и научный сотрудник Лёвенского католического университета в Бельгии Йорис Хост изучили, как девальвация в Казахстане в 2015 году повлияла на жизнь потребителей.

    «Наши выводы показывают, что девальвация валюты сделала бедных потребителей беднее, а богатых — богаче в относительном выражении», — отмечают исследователи.

    В августе 2015 года, после того как правительство отправило тенге в «свободное плавание», курс доллара подскочил со 188 до 255 тенге. Правительство пошло на девальвацию на фоне падения цен на нефть и ослабления валют соседних России и Китая. Тенге одномоментно потерял по отношению к доллару 37 процентов стоимости, ещё через три месяца — 56 процентов, а через полгода — 78,5 процента.

    Девальвация, как правило, влечёт за собой скачок инфляции, поскольку увеличивается стоимость импортных товаров.

    Исследователи изучили отчёты о продажах работающих в стране международных ретейлеров и их конкурентов. После девальвации цены на продукты питания в торговых сетях выросли в среднем на 20 процентов.

    Но последствия роста цен не были одинаковыми для всех потребителей. Для богатых потребителей стоимость жизни выросла на 16 процентов, а для бедных слоев — на 24 процента.

    «Это может быть связано с тем, что ретейлер хотел удержать клиентов, которые покупают импортные продукты. В Казахстане, как мы определили, эта группа потребителей в основном состоит из богатых. Ретейлер, возможно, стремился сохранить лояльность своих самых богатых потребителей, поскольку эти люди тратят больше денег в магазинах и покупают более дорогие товары», — говорится в статье.

    После девальвации потребители стали покупать местную продукцию по более высоким ценам. Розничные сети «переложили бремя девальвации на более бедных потребителей», считают исследователи.

    «Девальвация валюты влечёт последствия не только для международного положения страны, но и может оказать большое влияние на внутренних потребителей. Поэтому правительствам необходимо тщательно продумать как внешние, так и внутренние последствия при корректировке экономики, — отмечают авторы. — Наше исследование в Казахстане показывает, что платить за радикальные изменения экономической политики в итоге будут потребители. И самое тяжёлое бремя ложится на бедных».

    Поделитесь новостью