За шесть лет до того, как Павел Дуров оказался во французской камере предварительного заключения, основатель антиистеблишментного приложения для обмена сообщениями Telegram находился во Франции в совершенно ином положении — он обедал с президентом Эммануэлем Макроном пишет The Wall Street Journal.
На обеде в 2018 году, о котором ранее не сообщалось, Макрон предложил Дурову перевести Telegram в Париж, рассказали люди, знакомые с ходом обсуждения. Дуров тогда отказался. Французский лидер даже обсуждал предоставление ему французского гражданства, сказал один из источников.
В субботу французские власти задержали Дурова в рамках расследования, которое представляет собой самую серьезную угрозу для антиавторитарной этики Telegram с момента основания приложения в 2013 году. Его арест привлек внимание к непростым отношениям 39-летнего Дурова с правительствами по всему миру, которые пытались как задобрить, так и контролировать его, часто терпя неудачу в обоих случаях.
В 2017 году, за год до встречи с Макроном, французские шпионы провели совместную операцию с ОАЭ, взломав iPhone Дурова, по словам людей, знакомых с этим вопросом. Шпионская операция, о которой ранее также не сообщалось, получила кодовое название Purple Music, рассказали собеседники.
Французские спецслужбы были крайне обеспокоены тем, что «Исламское государство» использует Telegram для вербовки боевиков и планирования терактов.
Правительства выбрали Дурова в качестве мишени из-за того, что его приложение привлекало самые разные группы — от продемократических демонстрантов и диссидентов до исламистских боевиков, наркоторговцев и киберпреступников.
По словам человека, близкого к Дурову, в течение многих лет компания игнорировала повестки и судебные предписания, направляемые правоохранительными органами, которые накапливались на редко проверяемом адресе электронной почты компании.
Telegram утверждает, что теперь соблюдает закон Европейского союза о цифровых услугах, который требует от интернет-компаний сотрудничать с властями в борьбе с распространением незаконного контента на их платформах.
Хотя нет никаких указаний на то, что те давние беседы с Макроном или взлом телефона Дурова сыграли роль в его задержании, эти подробности проливают новый свет на долгие и сложные отношения Дурова с Францией и ОАЭ.
Франция и ОАЭ предоставили Дурову гражданство в 2021 году, и в том же году страны Персидского залива инвестировали в его платформу более 75 миллионов долларов.
Дуров, по его собственным словам, боролся за то, чтобы правительства не контролировали Telegram, в то же время культивируя имидж бунтаря. Он стал героем для таких интернет-либертарианцев, как Илон Маск и Эдвард Сноуден, которые выступили в его защиту после задержания. Дуров использовал собственный профиль в приложении, чтобы нарисовать красочный портрет своей жизни.
В прошлом месяце он написал, что является донором спермы и стал отцом более 100 детей для пар из 12 стран. Недавно он опубликовал в Instagram серию фотографий без рубашки, а также погружение в ледяную ванну. «Бесстрашное любопытство движет инновациями», — написал он в одном из постов, а затем добавил: «Лучший способ начать день — это несколько минут в воде 0⁰C, смешанной со льдом».
Дуров рано приобрел известность в России как технологический предприниматель с либертарианскими взглядами. Его политические взгляды и интерес к системам шифрованных сообщений вызывали раздражение как у российских, так и у западных служб безопасности.
В 2014 году Дуров покинул Россию. Он перемещался между Ближним Востоком, Европой и Америкой, попутно накапливая паспорта. Помимо Франции и ОАЭ, у Дурова есть гражданство Сент-Китс и Невис, островного государства в Карибском бассейне, которое предлагает его тем, кто может заплатить. В конечном итоге он основал Telegram в ОАЭ.
Французский паспорт позволил ему свободно перемещаться по Европе, в том числе совершить в прошлом году велосипедную поездку в Нормандию, судя по его сообщениям в социальных сетях.
В этом году предприниматель рассказал бывшему ведущему Fox News Такеру Карлсону, что он несколько раз ездил в США, добавив, что в аэропорту и других местах его всегда встречают агенты ФБР, которые пытаются добиться от него сотрудничества. «Насколько я понимаю, они хотели наладить отношения, чтобы в некотором смысле лучше контролировать Telegram», — сказал Дуров.
Согласно французскому законодательству, у властей есть 96 часов, то есть до вечера среды, чтобы допросить Дурова, прежде чем отпустить его или предъявить обвинение.
Несмотря на встречу с Макроном в 2018 году, французские власти долгое время относились к Telegram с подозрением. Бывший сотрудник Главного управления внутренней безопасности Франции заявил, что взлом Telegram был долгосрочной задачей шпионских служб страны, но не стал комментировать хакерскую операцию против Дурова.
Новая жесткая линия Франции отражает растущую обеспокоенность, особенно в Европе, угрозой, которую представляют для общества крупные цифровые компании. Власти опасаются, что Telegram, X, TikTok и другие платформы распространяют дезинформацию, разжигают антисемитизм и расизм и допускают незаконную торговлю на своих платформах.
Французский закон, подписанный в этом году, обязывает онлайн-платформы сотрудничать с властями в искоренении такого контента.
Есть и закон ЕС о цифровых услугах, который предусматривает усиленный мониторинг «очень крупных» онлайн-платформ. На этой неделе Telegram заявил, что он все еще не достиг порога в 45 миллионов активных ежемесячных пользователей в блоке ЕС, чтобы считаться очень крупным.
Дуров провел годы, уклоняясь от Кремля и западных спецслужб. За это время значение Telegram только возросло, особенно после начала конфликта на Украине в 2022 году.
«На данный момент Кремль примирился с Telegram», — сказал Томас Грэм, научный сотрудник Совета по международным отношениям, добавив, что ирония заключается в том, что Кремль перешел к выражению возмущения арестом Дурова после попытки закрыть приложение несколько лет назад.
В его нынешнем доме в ОАЭ, где политические свободы резко ограничены, антиистеблишментская позиция Дурова кажется странной. Голосовые звонки в Telegram, как и в большинстве приложений для интернет-звонков, заблокированы в ОАЭ, где зашифрованные звонки рассматриваются как угроза безопасности.
По словам близкого к нему человека, Дурову иногда приходилось извиняться перед абонентами, когда звонки через Telegram не срабатывали. Он перепробовал несколько конкурирующих приложений, прежде чем нашел то, которое работает.