В последние дни доллар набрал большой вес, на бирже он ушел за 481 тенге. Как правило, это период корректировки курса доллара в сторону понижения – крупные сырьевые компании продают валютную выручку, чтобы оплатить налоги. В конце этого августа налоговая неделя явно не задалась, пишет exclusive.kz.
Доллар никак не хочет спускаться вниз до уровня в 450 тенге, к которому привыкло население. Разного рода эксперты призывают не паниковать. По их словам, в Казахстане давно практикуется свободный, а не фиксированный курс. Поэтому рост и падение курса относится к рыночному движению и нет повода для беспокойства: сегодня доллар подорожал, а завтра – упал в цене.
Простому населению и импортерам, когда половину в структуре МСБ занимает торговля, не интересны финансовые умозаключения отдельных экспертов. Импортерам не важно, правильным или нет способом дорожает доллар – им просто не выгоден дорогой доллар.
В социальных сетях аналитики ведут жаркий спор, а будет ли девальвация? Но если девальвацией считать рост курса доллара, она давно произошла. И не важно, одномоментная она или постепенная, выпустил Национальный банк официальный релиз или нет. Рост доллара выгоден держателем валютных активов. Валютная переоценка даст им в тенговом выражении весомую прибыль. У населения большие расходы на импорт, а доходы идут в тенге, им подорожание качества жизни совсем не нужно.
Аналитики говорят, что девальвация подорвет доверие население к тенге – все опять понесут деньги в долларовые депозиты и наличку. Но на страже тенговых депозитов стоят банки – ставки по ним выше, чем по валютным вкладам.
Как вариант, доллары смогут уйти на фондовый рынок, но он рискован и не понятен многим казахстанцам, да и нет времени и желания самому торговать. Валюта у населения так и останется под подушкой или же на депозитах банков.
Вряд ли тенге будет укрепляться до уровня 450 – для этого нет никаких фундаментальных предпосылок. Нефть не дорожает, идет в русле цены, заложенной в бюджет. Добыча, возможно, сократится.
Министр энергетики Алмасадам Саткалиев сообщил в конце августа «Интерфаксу» о подготовке коррекционного плана по добыче на 2024 год для выполнения обязательств в рамках соглашения ОПЕК+. В течении года республика превысила квоту ООПЕК+ на 120 тыс. баррелей в сутки. Нефтяной экспорт в физическом объеме не покажет рост в конце года.
Дешевый доллар в среднем по 450 в начале года обеспечили интервенции Национального банка. По словам главы Национального банка Тимура Сулейменова, до лета на бирже Национальный банк ежемесячно продавал 850 млн долларов. Это были трансферты из Национального фонда на расходы бюджета. С лета они сократились до 400-450 млн долларов в месяц, и доллар пошел в рост. Как подметил Тимур Сулейменов, «возвратился к историческим значениям». Хотя, по идее, у валюты не может быть исторических значений, а есть рыночный курс, определяемый спросом и предложением. Доллар за 480 показывает его нехватку при стабильном спросе в виду большой доли импорта в экономике. Гасить спрос пока что нечем, кроме как интервенциями Национального банка. Мнения национальных аналитиков расходятся во взглядах правительства на экономический рост. В правительстве ждут роста ВВП на 6% по итогам 2024 года. Национальный банк считает, что в реальности результат может составить3,5-4,5%. Аналитики указывают на прирост ненефтяного дефицита, рост бюджетного дефицита, низкую собираемость по основным налогам, наращивание присутствия государства в экономике. Эти факторы ведут к некачественному эконмическому росту, снижают интерес инвесторов к прямым инвестициям в экономику и развитию бизнеса. У правительства остается мало вариантов для маневра в наполнении бюджета. Один из них – увеличение государственного стимулирования средствами Нацфонда. Недостаточность налоговых поступлений при слабом экономическом росте потребует новых вливаний в экономику. Трансферты из Нацфонда могут вырасти.
В проекте закона «О республиканском бюджете на 2025-2027 год» заложены риски роста дефицита бюджета. Правительство планирует увеличить трансферт из Нацфонда в бюджет до 5,25 трлн тенге.
Гарантированный трансферт в 2 трлн тенге остается неизменным, а вот целевой вырос в 2 раза, с 1,6 трлн тенге до 3,25 трлн тенге. Следовательно, правительство не рассчитывает на опережающий рост доходов. В проекте нового бюджета доходная часть увеличена до 21,4 трлн тенге, расходная – до 25,8 трлн тенге. Расходы выросли на 10% и опередили динамику роста доходов. Фактором роста налоговых поступлений в 2025 году станет нефтяная добыча и горнорудный сектор. Рост трансфертов вновь снизит цену доллара. Если валютный рынок по доллару станет зависим в ценах от продаж валюты из Нацфонда, будут нарушены рыночные принципы ценообразования.
Но бюджет на 2025-2027 годы еще надо принять. Пока же реальность такова, что для роста долларов нет барьеров. Но Нацбанк и правительство вряд ли допустят роста стоимости доллара до 500. В этом случае пропадут усилия по борьбе с инфляцией. Но отдельные аналитики уже пробивают информационное пространство оценкой доллара выше 500 тенге. А дыма без огня, как известно, не бывает.