Недавнее исследование, опубликованное группой по защите интересов, показало, что введение умеренного налога на самых высокооплачиваемых лиц может принести сотни миллионов долларов столь необходимого дохода для стран Кавказа и Центральной Азии.
Дополнительный доход может внести большой вклад в решение социальных и экономических проблем, связанных с глобальным потеплением и изменением климата, говорится в исследовании, пишет Eurasianet.
Рабочий документ под названием «Налогообложение экстремального богатства: что страны мира могли бы получить от прогрессивных налогов на богатство» , утверждает, что сравнительно небольшой налог, уплачиваемый 0,5% самых богатых людей в каждой стране мира, мог бы в совокупности собрать более 2 триллионов долларов.
В документе, опубликованном базирующейся в Великобритании организацией Tax Justice Network (TJN), в качестве основы для своей глобальной модели налогообложения сверхбогатых людей используется пример испанского налога на богатство.
«Глобальные проблемы, в частности, климатический кризис, неравенство и кризис стоимости жизни, сопровождаются существенными финансовыми потребностями», — говорится в отчете. «Умеренный, прогрессивный налог на богатство мог бы помочь странам собрать эти крайне необходимые средства. Предлагаемый налог будет требовать разумного взноса от 0,5% самых богатых людей в каждой стране, которые в среднем владеют более чем 25% от общего богатства общества».
Согласно плану TJN, сверхбогатые люди в каждой стране будут платить налоги на активы, превышающие заранее определенный порог, рассчитанный по скользящей шкале от 1,7% до 3,5%. План устанавливает высокий порог чистой стоимости, чтобы гарантировать, что средний класс не будет наказан налогом.
Согласно оценкам рабочего документа, более богатые государства Кавказа и Центральной Азии могли бы получить сотни миллионов долларов дополнительных доходов. В Казахстане, самом богатом государстве в двух регионах, более 61 000 граждан имели бы право платить налог на богатство. Минимальный порог активов для тех, кто сталкивается с налогом в Казахстане, составит 819 381 доллар. Оценка TJN, скорректированная с учетом существующих налогов и других факторов, показывает, что предлагаемый ею налог на богатство мог бы принести дополнительные 3,7 миллиарда долларов дохода для казахского правительства. Эти средства могли бы пригодиться для ускорения усилий по восстановлению районов Казахстана, которые были опустошены наводнением этой весной. Жители по крайней мере одного сильно пострадавшего района устроили протесты в мае из-за того, что, по их мнению, было недостаточной государственной помощью.
В других местах введение плана TJN может принести около $695 млн дополнительных доходов узбекскому правительству, которое в последнее время испытывает большой дефицит , стремясь переоснастить экономику страны. Согласно формуле TJN, самое богатое государство Кавказа, Азербайджан, может добавить более $241 млн в свою государственную казну. Самая бедная страна в двух регионах, Таджикистан, может принести около $54 млн.
В рабочем документе утверждается, что сверхбогатые должны чувствовать моральное обязательство помочь покрыть последствия глобального потепления. «Самые богатые граждане несут большую ответственность за выбросы углерода, как из-за их более чрезмерного потребления, так и из-за их инвестиционных привычек», — говорится в отчете.
TJN не описывает план действий по обеспечению международного принятия своего предложения по налогообложению сверхбогатых. Для того, чтобы предложение сработало, необходимо введение строгих международных правил прозрачности, признается в отчете, призывая к созданию Глобального реестра активов. Шансы на то, что какой-либо такой механизм появится в обозримом будущем, кажутся ничтожно малыми.
«Существующие налоговые системы предоставляют сверхбогатым людям возможность заниматься международным налоговым злоупотреблением, в первую очередь за счет использования секретных юрисдикций для защиты своих состояний», — говорится в отчете. «Поэтому введение умеренного, прогрессивного налога на имущество должно сопровождаться движением к полной прозрачности бенефициарного владения для всех типов компаний и активов».