Самоубийство как ответ проблемной реальности: Эксперт об основных факторах суицидов по-казахстански

Автор -

    В последнее время в СМИ часто стали встречаться новости о фактах самоубийств. Поэтому мы решили сделать попытку обзора основных факторов, вынуждающих многих казахстанцев сводить счеты с жизнью. Конечно, причин суицидов в стране – множество, но в этой статье рассматриваются, на наш взгляд, ключевые факторы, подвигающие людей на принятие решения уйти из жизни. Об этом пишет Талгат Мамырайымов:

    Речь идет о глубинных причинах, а не о симптомах-катализаторах, которые порой, как в случае с лудоманией, поспешно объявляют главным фактором суицидов в отдельных случаях. Ведь люди нередко игры рассматривают как способ заработать, чтобы решить какие-то свои сложные жизненные проблемы. Это отчасти подобно тому, когда сорвавшаяся попытка самоубийства, по сути, то же самое, что и сам суицид с летальным исходом. Потому что причина зачастую никуда не уходит, а становится лишь отложенным действием, особенно, если она прячется за рисковыми увлечениями.

    Думается, что с учетом этих показателей «отложенного» суицида наша страна входит в число мировых лидеров. К тому же некоторые самоубийства у нас, вероятно, фиксируются под другими «названиями». Это происходит во многом из-за стигматизации суицидов, табуирования этой проблемы, в том числе благодаря религиозной составляющей. Как известно, согласно исламу, суицид является грехом, «что влечет за собой стигму, занижение показателей и секретность вокруг тех, кому нужна помощь». Таким образом, многие люди в нашей стране, по-видимому, испытывают настроения на грани скрытого суицида. Что такое скрытый суицид? Это когда люди убивают себя тихо/медленно — спиваются, принимают наркотики, наплевательски относятся к своему здоровью и т. д. Они зачастую это делают потому, что у них нет веры в хорошее будущее, в самого себя, потерян смысл жизни. А убить себя сразу они неспособны в силу разных причин, в том числе религиозных.

    Скорее всего, большинство носителей скрытого суицида в основном являются малоимущими: это выходцы из аулов, малообеспеченных и многодетных семей, которые сегодня живут на грани нищеты. Вы хорошо знаете, что в наших селах для многих вообще нет работы, нет никаких шансов на самореализацию. Тем самым они вынуждены в поисках лучшей доли ехать в города. Там они видят, как живут обеспеченные горожане, и понимают, что их горизонт будущего очень низкий и просвет вряд ли будет, поэтому начинают терять веру в лучшее…Тем более что лучшего для них вокруг мало, либо и вовсе нет. Эти люди и есть скрытые кандидаты на самоубийство.

    Да, некоторым из них удается вырваться из нищеты. Но какой ценой? Многие идут ради наживы на все, пускаются во все тяжкие, переступают через общечеловеческие ценности. И этому в немалой степени способствует моральный облик нашей элиты. Ведь исторически у нас именно правящая и интеллектуальная элита задает обществу те или иные ценности, те или иные стандарты поведения. А поскольку многие в элите являются продажными, безнравственными, равнодушными, то что мы хотим получить от простых граждан? Поверхностное, а порой и наплевательское отношение к людям (из-за всеобщей атмосферы лжи, двуличия, ханжества, милитаристской культуры) не подразумевает глубокого уважения человека. «Чиновничий», «полицейский» беспредел стал нормой в нашей повседневной жизни: мы привыкли довольствоваться малым вместо положенного — а то морда треснет. Зачем тратиться на создание нормальных условий для простого народа, как это принято в странах, где человек является главной ценностью?

    В нашем обществе, особенно среди властных чинуш, примитивное понимание природы человека. Они рассматривают человека как некое рациональное существо, руководствующееся только прагматическими интересами, слова которого отражают все его мотивы, потребности. В таком методологическом русле многие горе-специалисты, вслед за властными установками, в качестве ключевых причин суицидов рассматривают порой серьезные психические расстройства и даже суровый климат. В то время как французский социолог Эмиль Дюркгейм показал, что психические заболевания, а также климатические и географические условия серьезного влияния на развитие суицидальных настроений не оказывают. На его взгляд, ключевым фактором самоубийств является аномия (с французского anomie — беззаконие, отсутствие норм).

    Короче говоря, многие социальные, суицидогенные проблемы в Казахстане (нищета, крайняя бедность; безработица; насилие в быту, профессиональном, учебном коллективе; социальный буллинг) очень часто обусловлены аномией. Дюркгейм подразумевал под аномией разложение, распад ранее существовавших ценностей и норм ввиду их несоответствия новому укладу жизни. Аномия также определяется как безнормность — ценностно-нормативный хаос или отсутствие/ослабление морального регулирования жизнедеятельности людей. Американский социолог Роберт Мертон, развивший теорию аномии, показал, что во время кризиса, дисфункциональных противоречий социальных систем люди все больше начинают использовать незаконные, аморальные средства для скорейшего достижения необходимых экзистенциальных целей.

    Другими словами, диссонанс между целями и средствами их достижения, по мнению ученого, и есть главная причина аномии. Разумеется, такой диссонанс не может не сказываться на жизни и умонастроениях людей — многие ощущают растерянность, дезориентацию и фрустрацию. Люди видят, что удачная карьера и хорошие заработки зачастую достаются не профессионалам, а тем, кто имеет протекцию со стороны людей во власти. Они убеждаются в том, что для достижения жизненного успеха, прежде всего, надо быть преданным начальству, большим агашкам и неукоснительно, не особо задумываясь, выполнять их поручения.

    Согласно выводам Мертона, при аномии большинство современных людей выбирают конформизм, то есть следуют общепринятым правилам, которые местами бывают и аморальными, как в нашем случае. Немало и тех, кто сопротивляется этим правилам, но, понимая свое бессилие, впадает в алкоголизм, наркоманию, глубоко погружается в религию, религиозный фундаментализм или заканчивает жизнь самоубийством. Есть еще третья группа, которая пытается бороться, но, во-первых, она ничтожно мала, а, во-вторых, таких людей у нас считают чуть ли ни сумасшедшими, поскольку они выступают против доминирующих ценностей и норм насилия и аморальности. В этой связи многие люди у нас актом самоубийства подспудно пытаются привлечь внимание к своим проблемам.

    Новейшие исследования, в частности американского нейробиолога Роберта Сапольски, подтверждают, что именно кризисный, стрессовый социальный контекст выступает ключевым катализатором при принятии решения уйти из жизни. В этом смысле самоубийство является ответом на проблемную социальную реальность. Эмиль Дюркгейм под аномией понимал также неспособность общества обуздать неисполнимые желания индивида. Люди, отчасти от невозможности их реализовать в повседневной реальности, впадают в разные психологические, экзистенциальные расстройства. Иначе говоря, очень высокий уровень депривации у тех, кто видит, как на его глазах за счет коррупции государственных средств некоторые становятся богатыми, не имея при этом каких-либо выдающихся качеств, либо вовсе не обладая ими, в том числе морально-этическими. Поэтому этот процесс воспринимается довольно болезненно в нашем обществе, и он только входит в стадию критического осмысления.

    Ранее я писал о том, что в нашем социуме физическое и психическое насилие стало нормой, оно часто выступает ключевым фактором суицидов в семьях, учебных и других заведениях. Как я ранее показал, в казахстанском обществе, по-видимому, много нарциссов-психопатов-садистов (темнотриадников), которые являются крайне жестокими, мстительными людьми, не обладающими эмпатией. (Неслучайно психологи рекомендуют избегать общения с такими людьми.) Темнотриадники в общении с неприятными себе людьми часто прибегают к газлайтингу, когда своими заключениями, насмешками ставят под сомнение не только слова собеседника (жертвы), но и его психическую и умственную адекватность. Иногда газлайтинг, буллинг становятся систематическими, что так же может стать одной из причин суицида жертвы. В общем, темнотриадники очень изобретательны и последовательны в создании комплекса проблем для жертвы.

    Отношения с носителями темной триады никогда не проходят бесследно, нанося ущерб психике жертвы. В результате у последних обычно формируется неверие в себя, самоуничижение, сомнения в своей адекватности, новые негативные убеждения, потерянные жизненные ориентиры и т.д. В некоторых случаях это заканчивается формированием комплекса неполноценности, суицидами, алкоголизмом, наркоманией, потерей трудоспособности на основе глубоких депрессий и др. Ни в коем случае не надейтесь, что темнотриадники изменятся, у них появится сострадание и они в чем-то помогут вам, пойдут вам навстречу. Это исключено, если вы не обладаете крутыми связями и т.п. Одним словом, в нашем обществе нужно развивать атмосферу нетерпимости по отношению к нарциссам-психопатам-садистам, недопустимости широкого распространения их установок, норм и ценностей среди казахстанцев. Только так мы можем существенно снизить в Казахстане факты суицидов, пыток и других видов садистского насилия.

    Одной из главных «идеологических» основ систематического буллинга является соревнование понтов. Казахстанское соревнование понтов, мнимых статусов, ярмарка тщеславия затягивает всех — многие вынуждены на это равняться, или искренне жаждут этого, чтобы быть «ел қатарлы». В результате дети «аутсайдеров» кончают жизнь самоубийством, либо пускаются во все тяжкие, что также порой заканчивается плачевно. То, что мы ряд лет были мировым лидером по суицидам среди подростков, о многом говорит, и в первую очередь — о ненормальности наших социальных норм и ценностей. И это «больное» общество еще пытается диктовать нормы «приличий», «психического здоровья» в поведении. В нашем обществе порой человека с банальной депрессией относят к «конченным психам», «шизофреникам», особенно если его ценности и нормы отличаются от общепринятых. Такой вид буллинга, стигматизации также способствует появлению суицидальных мыслей у изгоев.

    Вообще, о каком гуманизме в Казахстане может идти речь, если в нашем обществе извиняться, просить прощение, или уметь прощать, сострадать — это признак слабости? У нас презирают слабых и преклоняются только перед силой, причем исключительно физической, финансово-материальной. Грубость, нахальство у нас является нормой, скажем так, признаком «воина». Между тем эта «воинская доблесть» ограничивается лишь глумлением над теми, кто не имеет связей, поддержки, достатка. И так у нас, судя по всему, несколько веков — корень в невежестве и милитаристской культуре. Причем в нашей милитаристской культуре жизнь представляется как игра с нулевой суммой. Иными словами, здесь большинство людей нацелены только на одностороннюю победу. Однако такая стратегия была актуальна в прошлом, когда вся земля являлась территорией «войны всех против всех». Современный мир — это взаимосвязанный организм, в котором невозможно жить, не заботясь о правах окружающих тебя людей…

    Поделитесь новостью