Издания Афганистана сообщили о неафишированном визите главы Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана Саймумина Ятимова в Кабул и его встрече с руководителями служб безопасности Талибана. Об этом сообщает Озоди.
Как сообщают афганские СМИ, визит состоялся во второй половине августа. Талибан признан в Таджикистане террористической группировкой и находится под запретом.
Что делал глава ГКНБ в Афганистане?
МИД и ГКНБ Таджикистана пока не отреагировали на сообщения афганских изданий. Источник, близкий к внешнеполитическому ведомству талибов, подтвердил Радио Озоди, что Саймумина Ятимова в поездке сопровождали дипломаты МИД Таджикистана.
По его словам, Ятимов встретился в Кабуле с высокопоставленными членами Талибан — начальником Главного управления разведки Абдул Хак Васиком, генеральным прокурором Шамсуддином Кишми и начальником генерального штаба армии Кари Фасихуддином.
Ни одна из сторон не предоставила официальной информации об этом визите Ятимова. По словам источника, близкого к внешнеполитическому ведомству талибов, в этой поездке главу таджикского ГКНБ сопровождал экс-посол Таджикистана в Афганистане Саъди Шарифи, и была достигнута договоренность, что он продолжит свою миссию в Кабуле.
В конце августа иранский новостной портал «Ираф» сообщил, что Таджикистан в ближайшее время направит в Афганистан своего посла с целью улучшения отношений с талибами. По данным издания, до отбытия посла три таджикских дипломата продолжат предоставление визовых и консульских услуг посольства Таджикистана в Кабуле. «Ираф» также сообщил, что Ятимов побывал в Кабуле с мирным планом.
Афганские СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что визит Саймумина Ятимова был осуществлен по поручению президента Таджикистана Эмомали Рахмона с целью «укрепления двусторонних отношений между Таджикистаном и Талибан». По данным этих СМИ, Ятимов после возвращения назвал итоги поездки «плодотворными».
В Душанбе откроется представительство Талибан?
Как сообщают СМИ, одной из основных тем встречи главы ГКНБ Таджикистана с Талибан стало открытие представительства Талибан в Душанбе. Источник в Душанбе на анонимных условиях сообщил, что по этому вопросу достигнута договоренность, но прежде Таджикистан настаивал на том, чтобы один из бывших дипломатов Афганистана в Таджикистане был назначен представителем талибов в Душанбе. Источник также сообщил, что между Душанбе и Кабулом возник спор по поводу кандидатур двух бывших дипломатов, в частности речь идет о кандидатуре Джавада Шулы, экс-поверенном в делах посла Афганистана в РТ.
Однако Фахим Кухдомани, бывший сотрудник посольства Афганистана в Душанбе, ныне проживающий в Канаде, сказал Радио Озоди, что Талибан предложил кандидатуру Асадуллы Асима, одного из своих членов, и Таджикистан до сих пор рассматривает это предложение. Сообщается, что Асадулла Асим, не имеющий дипломатического опыта, является одним из мулл группировки Талибан, он пуштун и уроженец провинции Лагман.
По имеющейся у Радио Озоди информации, в преддверии визита Саймумина Ятимова в Кабул состоялся визит двух высокопоставленных чиновников Талибан в Душанбе — генерального прокурора Шамсуддина Кишми и начальника генерального штаба Вооруженных сил талибов Кари Фасихуддина для установления документально оформленных отношений. Власти Таджикистана пока никак не прокомментировали данный факт.
Вышеуказанные чиновники Талибан провели переговоры в Душанбе с высокопоставленными чиновниками силового и военного блока Таджикистана — главой ГКНБ, генеральным прокурором и главой штаба Вооружённых Сил о взаимоотношениях между Талибаном и Таджикистаном, обмене осужденными и другим вопросам в сфере безопасности и обороны.
«Китай выступает посредником»
Аджмал Сухайл, эксперт по вопросам терроризма в Германии, заявил изданию Afghanistan International, что переговоры об установлении двусторонних отношений между Таджикистаном и Талибаном начались при посредничестве Китая. При этом он напомнил о закулисной встрече властей Таджикистана и Талибана с послом Китая в декабре 2023 года.
По словам Аджмала Сухайла, Кари Фасихуддин, прибывший в июле этого года в Душанбе, на встрече с начальником Вооруженных сил Таджикистана Эмомали Собирзода предложил расширить военное и антитеррористическое сотрудничество с Таджикистаном.
По словам эксперта, Кари Фасихуддин заверил своего таджикского коллегу, что Талибан будет препятствовать деятельности экстремистской группировки «Ансоруллох» (вооруженная группировка, не приемлющая правительство в Душанбе, в основном состоит из граждан Таджикистана и базируется в Афганистане – ред.). и в свою очередь призвал Таджикистан не оказывать поддержку Национальному фронту сопротивления во главе с Ахмадом Масудом.
Начало переговоров об установлении двусторонних отношений между Таджикистаном и Талибаном приходится на тот момент, когда Душанбе с приходом талибов к власти в Кабуле занял непримиримую позицию в его отношении и выдвинул свои условия для признания этого правительства. Среди прочего, одним из важных условий Таджикистана было формирование инклюзивного правительства, который отражал бы этнический состав Афганистана.
Почему Таджикистан сменил позицию по отношению к Талибан?
Визит высокопоставленного чиновника Таджикистана в Кабул можно расценить как угодно на фоне того, что до недавнего времени Таджикистан был единственной из всех приграничных с Афганистаном стран, которая заняла жесткую позицию по отношению к Талибан.
Ахмад Фахим Кухдомани, эксперт, бывший дипломат Афганистана, подтвердил, что Таджикистану необходимо установление сотрудничества с Талибаном по соображениям безопасности, но изменение позиции Душанбе все же вызвано другими факторами.
«Я думаю, что давление России и Китая заставило Таджикистан изменить свою позицию по отношению к талибам, особенно на фоне вялости Фронта национального сопротивления во главе с Ахмадом Масудом, который за все время не смог отвоевать хотя бы одну провинцию в Афганистане», — полагает Кухдомани.
По мнению экс-дипломата, отношения Таджикистана с Талибаном не могут принести Душанбе иных, кроме краткосрочных экономических, выгод. «Талибан не является ответственным правительством, и террористы из числа уроженцев Таджикистана, находящиеся в Афганистане, никогда не сдадутся Душанбе, потому что они живут в Афганистане под покровительством «Аль-Каиды». Талибан и Пакистан, которые поначалу поддерживали их, теперь поддерживают пакистанский Талибан – «Техрик-и-Талибан Пакистан», — считает Кухдомани.
Здание посольства Афганистана в Душанбе находится в ведении ставленников бывшего правительства Кабула, однако в марте 2023 года из Кабула в Хорог прибыла дипломатическая делегация талибов, которая посетила консульство Афганистана в этом административном центре ГБАО. Представители консульства Афганистана в Хороге позже заявили, что они подчиняются Талибан, хотя глава МИД Таджикистана опроверг это утверждение.
Торговля между двумя соседними странами, судя по статистике, продолжается, и прежде всего, в части продажи Афганистану электроэнергии. За шесть месяцев 2024 года объем внешнеторгового оборота между Таджикистаном и Афганистаном, находящимся под контролем талибов, составил около 46 млн долларов.
Власти Таджикистана возобновили также работу пяти приграничных рынков в Хороге, Дарвазском, Ванджском и Ишкашимском районах Горно-Бадахшанской автономной области и районе Шамсиддин Шохин Хатлонской области.