В Душанбе 11 сентября неизвестный напал на председателя Совета улемов и верховного муфтия Таджикистана Саидмукаррама Абдулкодирзоду. Инцидент произошел после молитвы в центральной мечети города. В МВД заявили, что «один гражданин» нанес муфтию удар «колюще-режущим инструментом», он был задержан, на него завели уголовное дело. Сам Абдулкодирзода в короткой беседе с Радио Озоди (Таджикской редакцией Радио Свобода сказал: «Поводов для беспокойства нет, у меня со здоровьем все хорошо».
Абдулкодирзоде 61 год. Он с 2020 года занимает должность председателя Совета улемов Исламского центра – единственного органа, который имеет право издавать фетвы в Таджикистане.
Почему на священнослужителя могли напасть? О возможных причинах этого телеканал «Настоящее Время» расспросил главу Фонда межкультурной интеграции Мухаммадджона Кабирова. Он полагает, что мотив нападения, вероятнее всего, был религиозным: муфтия многие верующие воспринимают как ставленника властей и спецслужб и как человека, который проводит политику, ущемляющую права верующих. «Именно после его прихода в Совет улемов власти начали ограничивать религиозные права таджикистанцев», – подчеркнул Кабиров.
– Вы можете предположить, что произошло? Кто напал на муфтия, и могло ли это быть сделано по хулиганским мотивам, как заявляют в МВД Таджикистана?
– По-моему, хулиганы ради забавы не нападают на муфтия республики, тем более с ножом.
Надо учитывать, что власти страны, особенно силовики, в подобных случаях стараются скрыть все от общества и делают вид, что произошло какое-то малозначимое происшествие. Но позже они признаются в том, что событие было значимым, и подтверждают версии, которые лежали на поверхности. Например, так произошло с подрывом автомобиля в Хатлонской области, который потом переквалифицировали в теракт.
За нынешним нападением на муфтия, по моему мнению, кроется религиозный мотив. Как известно, Саидмукаррам Абдулкодирзода является одним из тех, кто всецело поддерживает и активно продвигает противоправные законы и инициативы властей по ограничению религиозных прав граждан Таджикистана. Например, он поддержал запрет на ношение женской религиозной одежды в стране – хиджаба.
Еще раньше Абдулкодирзода вынес фетву, согласно которой, женщинам и детям до 18 лет запретили посещать мечети, а также ввели запрет на получение религиозного образования дома. Позднее власти, как раз опираясь на эту фетву, приняли скандальный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
– Что он вообще за человек, как его воспринимают?
– В настоящее время таджикистанское общество воспринимает муфтия Саидмукаррама Абдулкодирзоду как ставленника властей и человека спецслужб. Люди уверены, что целью муфтия является не защита их религиозных свобод, а, наоборот, продвижение репрессивных законов властей, которые направлены в том числе против религиозных традиций таджикистанцев.
При активном участии Саидмукаррама Абдулкодирзоды в стране закрыли мечети и медресе популярных богословов. Я помню, как муфтий Абдулкодирзода в 2011 году лично явился вместе с силовиками на пятничный намаз и потребовал закрыть мечеть Нуриддина Тураджонзоды. И таких историй было много. То есть нынешний муфтий известен своим вкладом в закрытие мечетей по стране и продвижением незаконных инициатив властей.
– У него большой авторитет именно как у богослова?
– К сожалению, в последние годы из-за действий Совета улемов Таджикистана авторитет религиозных деятелей в Таджикистане сильно упал. Признанные исламские ученые страны, которые были известны далеко за пределами Таджикистана, практически ушли в забвение.