Тысячи пейджеров и других устройств, взорвавшихся на этой неделе в Ливане, ознаменовали новую смертоносную эскалацию использования цепочек поставок против противников. Это придает новую остроту стремлению мировых лидеров уменьшить зависимость от технологий конкурентов. Об этом пишет Bloomberg.
Хотя заминированные устройства используются в шпионаже уже много лет, масштаб и жестокость атак в Ливане встревожили даже некоторых опытных чиновников. Они опасаются, что глобализированные цепочки поставок, помогающие производить дешевые товары и обеспечивающие рост мировой экономики, могут стать оружием в руках иностранных противников.
«Когда вы зависите от других стран в плане ключевых ресурсов или технологий, то даете им возможность проникнуть во все, что вы делаете… Это демонстрация того, как выглядит использование такой зависимости», — говорит Мелани Харт, которая до недавнего времени была старшим сотрудником Государственного департамента, отвечающим за эти вопросы, а теперь работает в Атлантическом совете.
Американские чиновники давно признали, что США слишком зависимы от Китая в плане поставок различных товаров и услуг, и в последние годы правительство стремится перенести некоторые жизненно важные цепочки поставок, особенно те, которые касаются национальной безопасности, в США или в дружественные страны.
«Если Израиль может это сделать, то и Китай сможет», — сказал представитель США Сет Моултон.
Бывший высокопоставленный сотрудник американской разведки назвал взрывы в Ливане лишь последним и наиболее драматичным случаем из целого ряда атак на цепочки поставок, происходящих в настоящее время по всему миру.
На их подготовку часто уходят годы, и они, как правило, имеют узкую направленность, чтобы ограничить сопутствующий ущерб, сказал чиновник на условиях анонимности. Операции по вмешательству — когда товары перехватываются и подделываются до их доставки конечному получателю — широко распространены, сказал собеседник.
«Проникновение в цепочку поставок — довольно стандартный инструмент спецслужб… В последние несколько лет мы видели, что он используется в основном для сбора информации, но, как мы убедились недавно, его также можно использовать для целенаправленных убийств», — сказал бывший сотрудник ФБР Холден Триплетт.