KZ.expert пытается разглядеть возможного преемника нынешнего президента Казахстана Токаева:
Одной из любопытных и одновременно шокирующих особенностей «Нового Казахстана» является исключительность Касым-Жомарта Токаева как главы государства. В подтверждение наших слов сошлемся на казахстанские государственные, провластные и просто нейтральные средства массовой информации – там нынешнего главного обитателя Акорды очень часто упоминают лишь по должности, опуская при этом имя, отчество и фамилию.
Из-за этого более чем частого умолчания вольно или невольно создается ощущение, что Токаев мало того, что является единственным в истории республики главой государства и что у него не было предшественника в лице Нурсултана Назарбаева, но и что он будет править вечно.
То есть у него не будет преемника.
Очевидно, что подобная «техническая» вольность отнюдь не результат желания авторов текстов и редакторов сэкономить время свое и читателей (слушателей), а реализация ценных руководящих указаний Госсоветника РК Ерлана Карина и его сотоварищей по государственной пропагандисткой вертикали.
Между тем на дворе 2024 год, и до даты следующих президентских выборов, если, конечно, Токаев доруководит страной до них, осталось всего пять лет.
У нас нет сомнений в том, что второй президент РК не рискнет снова менять Конституцию страны и разрешать себе переизбраться на второй срок (согласно пункту 5 статьи 42 «Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более одного раза»). Что означает: казахстанцам пора начинать готовится к будущему со следующим «лидером нации».
Очевидно, что еще нет смысла гадать, кого видит в качестве своего преемника второй президент РК Касым-Жомарт Токаев. Или кого хотели бы посадить на «трон» в Акорду его предшественник первый президент РК Нурсултан Назарбаев (если доживет) и его окружение. А также о чем думают люди, которые сегодня формируют государственную внутреннюю политику в республике.
Но то, что невидимый забег желающих стать третьим президентом РК если уже не начался, то скоро начнется, — в этом нет никаких сомнений. И тогда на смену «Новому Казахстану» придет «Новейший Казахстан» или что-нибудь вроде этого. И он может стать как повторением «Старого Казахстана», так и реинкарнацией сталинской диктатуры, только под новым обличьем и с другими лозунгами.
По нашей оценке, возможно, излишне критической и субъективной, Касым-Жомарт Токаев как человек, сформировавшийся в советский период и достигший государственных вершин в период «царствования» Нурсултана Назарбаева, является продуктом своего времени и не сможет перепрыгнуть через себя и свое прошлое. То есть его нынешняя тактика реагирования на внутренние и внешние угрозы с помощью «заглаживания» проблем, иногда силой, как это было в январе 2022 года, но в основном деньгами и словами, как это происходит в последние годы, скорее всего, не изменится до 2029 года.
Единственное, что может заставить второго президента РК скорректировать свою тактику – это какие-либо чрезвычайные обстоятельства, когда у Акорды и всей казахстанской элиты просто не будет иного выбора.
В качестве примера таких обстоятельств можем назвать вторжение в страну иностранных войск или катастрофическое землетрясение, которое разрушит основные города страны (и которых, как мы надеемся, не случится). Поэтому, по нашему мнению, Касым-Жомарт Токаев до конца своего президентского срока будет делать то, что делает сейчас – маневрировать как во внешней политике, так и во внутриполитическом пространствах, не столько преследуя конкретные цели, сколько избегая опасных для режима проблем и ситуаций.
Но данная тактика неизбежно будет приводить к тому, что нынешние ключевые проблемы страны не будут решаться. И речь не о строительстве АЭС или других крупных экономических проектах.
Речь о том, например, что в Казахстане при сформировавшемся потребительском обществе рыночная экономика серьезно искажена и в ней слишком велика доля государства. В результате этого число людей, готовых потреблять как можно больше, но при этом желающих трудится как можно меньше, намного превышает возможности государства их прокормить и поддержать.
Так же нет и не просматривается принципиального решения проблемы низкой плотности населения в республике.
И это, не считая низкой активности населения, как в социальной сфере, так и в области экономики, не говоря уже про защиту своих гражданских прав и свобод.
Именно поэтому мы с опасением относимся к повторению прежнего сценария передачи власти в Казахстане – когда Назарбаев выбрал из своего ближайшего окружения человека, который, как ему показалось, сможет и прежний курс продолжить, и гарантировать ему и его близким личную безопасность и сохранность украденных у страны и народа миллиардов.
Но при этом мы не видим иных вариантов развития событий – при нынешней политической активности казахстанцев есть ощущение, что «застой» или «демократизация сверху» будут продолжаться до тех пор, пока не повторится январь 2022 года, но уже с другим исходом. Вопрос только в том, когда это случится — до 2029 года или позже и под какими лозунгами?