Президент Садыр Жапаров в интервью госагентству «Кабар» прокомментировал законопроект о наказании за клевету и оскорбления в интернете, он считает, что штрафы должны быть меньше.
— Здравствуйте, Садыр Нургожоевич!
— Здравствуйте!
— На сайте кабинета министров и на страницах в социальных сетях опубликован находящийся в первом чтении в комитете законопроект, предлагающий наложение штрафов на физических лиц в размере 100 тысяч сомов и на юридических лиц — 200 тысяч сомов за распространение ложной информации в средствах массовой информации. Этот законопроект вызвал обсуждение в обществе.
Некоторые депутаты и СМИ заявляют, что этот закон необходимо отозвать. Какова Ваша позиция по этой инициативе?
— Этот законопроект был предложен Министерством культуры. Я узнал об этом вчера, после того, как начались обсуждения в социальных сетях. На мой взгляд, необходимости в его отзыве нет, так как пока это лишь проект. Пусть те же депутаты или СМИ вносят свои предложения, добавления или изменения. Я тоже против штрафов в размере 100 тысяч или 200 тысяч.
Это нужно вынести на рассмотрение парламента. Какой размер штрафа должен быть, решат депутаты. Почему нужен этот закон? В настоящее время около 95 процентов наших граждан пользуются интернетом.
Сейчас такое время, что даже два соседа могут ссориться через интернет. Один публикует в социальных сетях информацию, порочащую репутацию другого. В итоге они начинают судиться. А информация оказывается ложной.
В суде извиняются или выплачивают компенсацию, и на этом всё успокаивается. Точно такая же ситуация возникает между СМИ и властью. СМИ распространяют ложную информацию о тех, кто у власти, а затем просят прощения и удаляют эту информацию.
Приведу только один пример. Недавно «Азаттык» распространил ложную информацию обо мне. Когда мой пресс-секретарь позвонил и сказал: «Что вы делаете? Почему распространяете ложную информацию о Президенте?», они ответили: «Извините, пожалуйста, мы уже сразу удалили». Но эта информация висела в сети целые сутки.
Сколько людей это прочитали? Не только в нашей стране, но и в более чем 30 странах мира. Откуда им знать, что «Азаттык» говорит неправду? Можно ли подать в суд за этот поступок «Азаттыка»? Конечно, можно было бы. Но я не стал. Пусть у нас в стране будет свобода слова. Однако их действия не относятся к свободе слова. Думаю, именно для таких случаев, когда распространяются ложные и сеющие панику сообщения, разрабатывается этот законопроект. Пусть законопроект дойдет до Парламента, начнутся обсуждения, и тогда посмотрим.
— Недавно прошел суд над одиннадцатью журналистами, обвиняемыми в призывах к массовым беспорядкам, и прокурор потребовал лишить каждого из них свободы на шесть лет. Этот факт был расценен рядом международных организаций и экспертов как давление на свободу слова. В связи с этим возникает вопрос: каково состояние свободы слова в Кыргызстане?
— Свобода слова в Кыргызстане есть, была и будет. Как я уже говорил, не распространяйте ложную информацию в соцсетях, не клевещите без доказательств, не задевайте чью-то честь.
Вы можете где угодно по стране высказывать свои требования или критику, в том числе в адрес власти, но с доказательствами. Мы исправим свои недостатки и постараемся решить ваши вопросы. Мы открыты для сотрудничества как с народом, так и со СМИ. Что касается «11 журналистов», то только двое из них действительно журналисты.
Остальные, как говорят, имеют образование только на уровне 11-го класса. Как можно отрицать тот факт, что им заплатили какие-то деньги, чтобы они сидели в соцсетях и распространяли ложные сообщения, призывающие к беспорядкам? Еще раз повторяю, ложная информация, призывающая к беспорядкам, не является частью свободы слова.