Власти в Балканском велаяте без согласования с арендаторами-хлопкоробами заводят бюджетников на их поля собирать хлопок и требует у арендаторов оплатить зарплату сборщиков и другие расходы. У дайхан, которые не в состоянии выполнить требования властей, отбирают арендованные земли. Об этом сообщает Азатлык.
Корреспондент Радио Азатлык побывал в генгешлике Обой Берекетского этрапа и в сёлах Зав и Парав Гызыларватского этрапа для изучения ситуации с требованиями, с которыми столкнулись арендаторы-хлопкоробы, а также с принудительным трудом на хлопковых полях.
Местные власти в этих районах принуждают бюджетников собирать хлопок на полях арендаторов, которых заранее не оповещают об этом. Более того, арендаторов заставляют за оплачивать принудительный труд бюджетников и покрывать другие расходы.
«Чиновники хякимлика отправляют бюджетников на хлопковые поля арендаторов, и требуют от них платить сборщикам по 1,5 маната наличными за килограмма хлопка. Арендаторы также должны покрыть расходы на автобусы, которыми перевозят бюджетников, а также за транспортировку собранного хлопка до пунктов приёма», рассказал один из местных арендаторов.
Таким образом власти не только принуждают бюджетников участвовать в уборке хлопка, но и заставляют арендаторов-хлопкоробов принимать сборщиков на своих полях и оплачивать их труд.
«Власти заводят сборщиков на хлопковые поля, не спрашивая разрешения у владельцев земли», говорят арендаторы.
По словам корреспондента Радио Азатлык, в западном велаяте с такими требованиями со стороны властей столкнулись около 20 арендаторов.
Один дайханин из села Зав, который арендует у государства 10 гектаров земли и выращивает там хлопок, говорит, что в связи с этими требованиями у него отбирают земли.
«Хякимлик завёл на мои хлопковые поля более 50 бюджетников в качестве сборщиков. Первый сбор был очень хорошим, и я сдал 3 тонны 900 килограммов хлопка. В приёмном пункте у меня потребовали перевести 6 тысяч манатов за оплату бюджетникам за 4 тонны собранного хлопка, 500 манатов за автобусы, которые перевозили сборщиков и 400 манатов за грузовики, которые доставили хлопок в пункт приёма», рассказал дайханин.
Он возразил, сказав, что сборщикам сможет заплатить не по 1,5 маната, а по 1 манату, и расчёты за собранный хлопок проводится во второй половине октября.
«Сборщикам я могу заплатить по 1 манату, а за автобусы и другую технику я не должен платить», говорит арендатор.
Но возражения дайханина вызвали гнев представителей власти.
«Они начали кричать: «а что ты хотел, взяв 10 гектаров земли? Сдавай землю. Отдадим её другому, кто сможет с этим справиться», и отобрали мои земли. Это просто грабёж. Мои земли дают хороший урожай. Я каждый год к 25 сентября начинаю сдавать хлопок. Чиновники уже давно приглядывались к моим землям и хотели отобрать их», говорит дайханин.
Один из агрономов из генгешлика Обой в Берекетском этрапе рассказал, что некоторые арендаторы берут в долг под проценты, чтобы рассчитаться со сборщиками хлопка.
«Расчёты с арендаторами обычно проводятся после 15 октября. Только после этого мы можем перечислять деньги на счета арендаторов», говорит агроном.
В некоторых регионах Туркменистана к сбору хлопка приступили в середине августа, в других сезон начался в конце августа. Хотя официально хлопкоуборочный сезон начался 11 сентября.
В Туркменистане арендаторы выращивают хлопок по государственному заказу, и обязаны сдавать урожай государству по установленной цене. Согласно контракту, государство должно предоставлять дайханам определённые льготы.
В начале года Туркменистан объявил о повышении государственных закупочных цен на хлопок.
Так цена хлопка-сырца с 1355-1500 манатов за тонну повысилась до 4550-5000 манатов в зависимости от качества.
А тонна тонковолокнистого хлопка высокого качества с 1820-2000 манатов подорожала до 6100-6700 манатов.
Но, говорят арендаторы-дайхане, вместе с закупочными ценами выросли и другие расходы, связанные с выращиванием хлопка.
В Туркменистане, в основном состоящем из пустыни, сотни тысяч гектаров земель засеивают хлопчатником и ежегодно собирают 1 миллион 200 тысяч тонн урожая.
Правительство Туркменистана на протяжении многих лет подвергается критики за использование принудительного труда при производстве хлопка.