Откладывая политическую реформу страна серьёзно рискует, пишет Бигельды ГАБДУЛЛИН, президент Казахского ПЕН-клуба.
Говорят, что воспоминания меняют прожитую жизнь к лучшему. Хотелось бы. Увы…
Листая архивы, я наткнулся на свою статью, написанную 23 года назад, будучи в США в политической эмиграции. Прочёл её и мне показалось, что она написана сегодня.
Очень жаль! А ведь прошла почти четверть века!
«Для внимательного наблюдателя за общественной жизнью современного Казахстана не секрет, что обострение политической ситуации в стране может возникнуть довольно быстро. Причем, это может случиться не только по причине столкновения широких социальных и политических сил, но и в результате проведения тихого Курултая достаточно узким кругом элитных лидеров, недовольных, скажем, кадровой политикой Астаны. А так как у нас кадры решают все, то недовольство авторитетных аксакалов имеет свойство перекидываться на такие более животрепещущие вопросы, как справедливое распределение общественного блага по регионам страны.
Учитывая сказанное, нельзя не заметить, что в нынешнем Казахстане сложилась уникальная ситуация, когда она сама по себе может стать серьезным и глубинным источником будущих социальных бурь и конфронтации. Речь идет о самой системе казахстанской власти, которая вместо того, чтобы разрешать противоречия, превратилась во взрывоопасный фактор. Собственно, это и не система вовсе, а некий клан, сколоченный из родственников и соплеменников.
Судите сами. Первый президент страны Нурсултан Назарбаев — выходц из Старшего жуза, уроженец Алматинской области. А что тут удивительного — любой другой гражданин республики мог бы занять его должность, если в ней были честные выборы. Но, если посмотреть на его ближайшее окружение, на чиновников высшего звена, на акимов областей и министров, послов, обнаружится любопытная тенденция: почти 60 -7О процентов этого «оркестра» собрано из одной области — Алматинской. И в результате такой однобокой политики у нас буквально каждый вопрос – от покупки маргарина до продажи МиГов — находится в ведении исключительно Старшего жуза.
Ради справедливости следует заметить, что в «оркестр» может попасть и чужак, но пройдя такую муштру, после которой он невольно превращается в удобоваримый «продукт» Назарбаева. Это одна сторона медали.
Случилось так, что богатства земли Казахстана Аллах распределил не совсем поровну: одним все, другим почти ничего. Несметные нефтяные запасы он отдал в кладовые Младшего жуза, а все остальное доверил Среднему жузу. А Старший остался с носом. Этот перекос — обратная сторона медали под названием «Казахстан».
Что же мы имеем сегодня в результате таких парадоксов?
Казалось бы, сама жизнь должна подсказать народу Казахстана честное распределение природного «каравая». Увы. Все перевернуто верх дном. Самые бедные слои населения проживают именно там, где рекой течет нефть и в гигантских масштабах добывается руда.
А что предпринимает власть? Власть занята собой, ориентирована только на себя и сосредоточена на проблемах самообогащения. Конечно же, она не в силах наладить постоянную связь с обществом, создать массовую основу политического курса страны. И в результате этой чрезвычайно персонифицированной политики личности подменили институты и органы, а межжузовские отношения заменили Конституцию РК. Старший жуз стал и Аллахом, и его наместником на земле. И поскольку большинство высших чиновников Астаны из одной Алматинской области, то у них главный дефицит — нехватка солидной социальной и политической базы, а, значит, подстраховки снизу. А это приводит к тому, что их положение зависит от их способностей к аппаратной интриге, подковерной игре.
И вот уже истощенная борьбой за теплое место рядом с президентом, не имея эффективной обратной связи на местах, политическая надстройка из Старшего жуза начинает терять контроль за общественным процессом. Самые отъявленные его представители всю свою злость и неудачу срывают на тех, кто им открыто говорит правду. А таковыми остаются демократические силы, объединенные вокруг популярной личности Акежана Кажегельдина.
В ситуации, когда народ разочарован, разозлен, в его недрах, конечно же, рождается шальная мысль: давайте сами подумаем о своей судьбе, раз власть плюнула на нас. Надо взять и поделить Казахстан на три части, чтобы каждый жуз избрал своего президента, и тогда наступит долгожданная справедливость.
Я знаю, что такие разговоры уже серьезно ведутся и на Западе, и на Севере, и на Востоке Казахстана. Действительно, что стоит казахам собраться. Раз плюнуть. Тут уже даже поминки могут стать поводом для митинга протеста. А как иначе, если власть запретила всякие митинги и демонстрации. А люди мрут, как мухи. Средняя продолжительность жизни у мужчин составляет всего 57 лет.
Как мне стало известно из очень надежного источника, недавно в двух крупных городах Казахстана прошли представительные съезды жузов. Причем, состав участников определялся не по политическим воззрениям, а по жузовым. Главный вопрос, который там обсуждался — это преодоление перекосов в кадровой политике Назарбаева и справедливое распределение богатств недр. Кое-кто из делегатов, говорят, даже поехал по западным весям искать денег и поддержки. Вот такие невеселые дела творятся на моей родине, пока президент Назарбаев готовится в Норвегию на учебный семинар: «Как создать Нефтяной фонд для отдельно взятой семьи».
Слов нет, я лично категорически против таких сборищ. Это не решение вопроса. Но отмахиваться от проблем, как от назойливой мухи, с помощью словесных заклинаний в стиле «Казахстан неделим и баста» — тоже нельзя.
Если власть и дальше будет откладывать политическую реформу в стране, то в обществе могут родиться еще не такие идеи.
Я уверен, что подобная информация доходит и до президентских ушей. И он может пойти на некий компромисс в виде перераспределения власти среди жузов. Однако это будет означать лишь временное перемирие, откладывающее новые столкновения на будущее. Это самообман.
Я догадываюсь, что президент, оставаясь один, частенько думает не только о Семье, но и об Истории, о своем месте в ней. Что можно добавить к тяжелым думам президента? А вот что: «Нурсултан Абишевич, вы немало сделали для страны, нет спора. Вы уже в истории. Но в качестве кого вы в ней останетесь? В качестве созидателя или диктатора? Вот главный вопрос для вас на оставшийся срок».
А времени-то кот наплакал.
Сиэтл, 28 марта 2001 года
P.S. Когда же мы, проснёмся господа? Когда мы изменим свою жизнь? Откладывая политическую реформу, страна серьезно рискует.