Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана считает внедрение маркировки топлива преждевременным и обратилось в Антимонопольную и Налоговые службы с просьбой пересмотреть сроки и условия введения обязательной маркировки нефтепродуктов, учитывая необходимость доработки стандартов, нормативной базы и инфраструктуры.
Также считает необходимым совместно с нефтетрейдерами создать рабочую группу и разработать упрощённые, удобные для всех заинтересованных сторон механизмы реализации данного процесса. Далее, предлагается рассмотреть возможность запуска пилотного проекта со сроком на 1-2 года, что даст возможность бизнесу адаптироваться и избежать резкого роста цен, дополнительных экологических рисков и инфляционного давления на экономику.
Несмотря на положительное намерение борьбы с нелегальным оборотом топлива, на текущем этапе данная мера может создать серьёзные риски для бизнеса и экономики страны.
Основные риски для бизнеса и экономики
Во-первых, по сегодняшний день не определена стоимость маркировки на ГСМ. Специалисты из налоговых органов сообщают, что прогнозируемая стоимость услуги маркировки составит 40-50 тыйынов за литр ГСМ, и при этом необходимо понимать, что данная стоимость не является окончательной, так как маркер (реагент) — импортная продукция соответственно его стоимость подвержена волатильности (инфляция и т.п.).
В настоящее время, бизнес нефтетрейдинга итак нагружен всевозможными государственными платежами: НДС на импорт, акцизный налог, налог с продаж, таможенные сборы, экологические платежи, услуги «Кыргыз темир жолу», подоходный налог, социальные и иные отчисления, которые составляют порядка 18 сом за литр ГСМ в структуре себестоимости. Внедрение маркировки топлива дополнительно увеличит эту нагрузку и приведёт к значительным финансовым затратам для компаний.
Так как, процесс внедрения услуг маркировки требует авансовых платежей за маркировку и акцизы, то нефтяные компании заранее будут вынуждены заморозить до нескольких миллионов сомов. Помимо этого, нефтетрейдерам итак приходится оплачивать авансом за нефтепродукты, из-за чего, сегодня, большинство компаний перекредитованы, долговая нагрузка в структуре их оборотного капитала занимает более 90%. С внедрением маркировки топлива дополнительная финансовая нагрузка ударит на устойчивость бизнеса и отрасли в целом. Из-за финансовых затруднений, в первую очередь пострадают средние и малые предприятия, что приведет их к закрытию.
Дополнительные затраты неизбежно приведут к повышению цен на ГСМ для конечных потребителей в ближайшее время. Повышение стоимости топлива, вызванное внедрением маркировки, окажет негативное влияние на Национальную экономику. Кыргызстан импортирует топливо, и любое увеличение его цены приведёт к удорожанию транспортных услуг, что, в свою очередь, отразится на стоимости продуктов и услуг. Малые и средние предприятия, особенно в транспортной и логистической сферах, столкнутся с ростом операционных расходов, что приведет к росту инфляции в целом по республике.
Внедрение маркировки топлива вызывает много вопросов
Нефтетрейдеры Кыргызстана оказались перед фактом – введение маркировки топлива директивно внедряется в отрасль нефтепродуктообеспечения страны без предварительного обсуждения на круглых столах с представителями бизнеса. Правительством КР предложен механизм, который требует значительных доработок и упрощения, что сейчас становится серьёзным препятствием для работы бизнеса.
Стандарты маркировки топлива должным образом не разработаны, а паспорт безопасности маркера до сих пор не предоставлен. На сегодняшний день, не проработан и процесс подачи документов в Государственную налоговую инспекцию. Компетенции Оператора по маркировке — компании ОАО «Учкун» также вызывает много вопросов, поскольку данное Общество никогда не функционировала в отрасли нефтепродуктообеспечения. У Оператора отсутствует чёткая документационная база, механизм взаимодействия с нефтетрейдерами не отлажен. По информации Оператора, планируется, что по северному региону Кыргызстана будут курсировать лишь 14 мобильных лабораторий, которые должны обеспечивать взаимодействие с нефтетрейдерами. Однако, по нашему мнению, этого количества недостаточно для полноценного обслуживания всех нефтебаз региона, что создаёт угрозу задержек и простоев в поставках нефтепродуктов. Всё это делает внедрение маркировки дополнительным финансовым, административным и операционным бременем для бизнеса, который уже работает в непростых условиях.
Логистические сложности и штрафы
Отдельного внимания заслуживают логистические сложности, которые могут возникнуть при маркировке топлива. Компании должны за три дня до поставки подать заявку на маркировку, а оператор определяет необходимое количество маркера в центральном офисе в Бишкеке. Однако при расхождении в объёмах топлива более чем на 2% требуется замена маркера, что особенно проблематично для удалённых регионов. Задержки в замене могут привести к простоям вагонов, что влечёт за собой значительные штрафные санкции, увеличивающие себестоимость топлива и конечную цену для потребителей.
Для нефтебаз в отдалённых регионах, таких как Ош, Талас, Баткен замена маркера может занять более пяти суток, что увеличивает риск задержек поставок на АЗС. В зимний период, когда перевалы закрыты, этот срок может значительно увеличиться, создавая дополнительные риски для бизнеса.
Экологические и технические аспекты использования ДНК-маркеров
Использование молекулярных ДНК-маркеров в нефтяной промышленности — относительно новая технология, применяемая для идентификации источников углеводородов. Однако важным остаётся вопрос её безопасности для окружающей среды, особенно в случае аварийных ситуаций на АЗС и нефтебазах. В предложенной системе маркировки компания из Сингапура Nanolumi Pte будет поставлять ДНК-маркеры. Согласно информации производителя, ДНК-маркеры добавляются в топливо на молекулярном уровне и не смываются, что можно обнаружить только с помощью специального оборудования.
Возникают серьёзные вопросы относительно безопасности этих маркеров. Учитывая то, что маркер может свободно проникать в молекулы углеводородов, непонятно как он будет вести себя при контакте с кожей или слизистыми человека? Пока не предоставлены сертификаты безопасности, выданные национальными органами КР. Вероятно, необходимы дополнительные исследования, подобные тем, которые проводились для ГМО-продуктов, чтобы оценить потенциальные риски для здоровья человека и окружающей среды.
Кроме того, стоит учитывать долгосрочное воздействие этих маркеров на экосистему. Если маркеры устойчивы в условиях аварийного разлива топлива и попадают в почву или водные источники, это может привести к загрязнению, последствия которого до конца не изучены. Вопрос разложения молекул и их взаимодействия с природными элементами остаётся открытым.
Так как вопрос использования ДНК-маркеров, действующих на молекулярном уровне, напрямую касается безопасности здоровья граждан Кыргызской Республики, внедрение данной технологии без полноценного и всестороннего исследования является недопустимым риском. Проект маркировки нефтепродуктов должен быть отложен до тех пор, пока не будут получены исчерпывающие положительные результаты научных, медицинских и экологических исследований, проведённых в условиях нашей страны. Только на основе доказанных данных можно принимать решения, которые будут гарантировать безопасность людей и окружающей среды.