Ни один автомобиль не может обойтись без таких важных «расходников», как тормозные диски и колодки. Но эти элементы имеют обыкновение сравнительно быстро выходить из строя. Один из критических факторов, влияющих на темпы истирания этих компонентов — образование так называемой тормозной пыли. Портал «АвтоВзгляд» изучил вопрос.
Твердая фракция на тормозных дисках автомобиля появляется из-за истирания материалов тормозных колодок и дисков в процессе торможения, отмечает специалист сети шинных центров «Автоэксперт» Алексей Дубнов. Это неизбежно, поскольку при контакте фрикционной смеси колодок с металлическим диском происходит трение, результатом которого становится образование мелких частиц пыли, указывает эксперт.
Очистить диски от пыли можно при помощи специальных чистящих средств или щелочных растворов известных брендов, рассказывает он. С целью устранения особо стойкой пыли понадобится мягкая щетка или губка. И то, и другое следует после обработки тщательно промыть водой.
При этом правильный выбор тормозных колодок может способствовать менее интенсивному образованию пыли, указывает эксперт. На колодках с керамическим составом, по замечанию Дубнова, формируется меньше пыли по сравнению с металлическими аналогами. Однако следует учитывать, что такие колодки могут быть менее эффективными при экстремальных нагрузках.
Если важны показатели износа и уровень шума, можно рассмотреть полуметаллические, которые сочетают в себе долговечность и более тихую работу. Пробег с такими колодками может достигать 60-70 км, при этом у них самые лучшие показатели при торможении. Полуметаллические колодки легко отличить от любого аналога. В отличие от цельнометаллического варианта, прикосновение даже одним пальцем к поверхности «полуметалла» оставляет на нем характерный выразительный след.
Но есть и еще один современный вариант тормозных элементов, использование которых позволяет избежать обильного выделения твердой фракции. Дело в том, что несколько десятилетий назад стали возникать сомнения относительно безопасности для здоровья человека тормозных колодок и дисков с применением асбеста. Тезис неоднозначный, его частенько ставят под сомнение, полагая, что причина возникшего недоверия к асбестовым тормозным компонентам лежит в плоскости, далекой от научной.
Однако принято считать, что именно критическое переосмысление пользы асбестовых деталей способствовало появлению керамических колодок и тормозных дисков. Они, как оказалось, обладают более высоким сопротивлением к истиранию. Даже есть мнение, что «керамика» — это «навсегда».
Впрочем, не все керамические колодки одинаковы, указывают некоторые эксперты. Кроме того, качественные тормозные элементы из этого материала достаточно дороги. Но при этом — дают явную фору всем аналогам в плане выделения пыли.