Уже появились официальные так называемые результаты exit poll, по которым, вполне предсказуемо, большинство якобы проголосовало за строительство АЭС. Это уже четвертый референдум в истории Казахстана, и все они были инициированы властью как инструмент манипуляции общественным мнением с точки зрения повышения легитимности уже принятых решений. Так комментирует итоги референдума по строительству АЭС в Казахстане известный политолог Досым Сатпаев:
Я как-то уже приводил интересные данные эксперта Даны Масалиевой, которая в одной из своих статей упоминала политологическое исследование эмпирических данных об авторитарных режимах в период с 1946 по 2008 годы. Они указывают на то, что проведение референдумов свойственно для первых лет правления автократа, когда он нуждается в установлении легитимности своей власти и устранении оппозиции.
Поэтому вряд ли результаты референдума кого-то удивили. Это только в шутке: цирк уехал, а клоуны остались. У нас и старый цирк остался (пусть и с новым названием), и на манеже все те же эквилибристы цифрами.
Возникла даже комическая ситуация. По данным ЦИК, по количеству проголосовавших лидирует Туркестанская область, где якобы проголосовало более 75%. Но КазТАГ сообщил, что на видео попал возможный вброс бюллетеней в урну для голосования на одном из участков как раз в Туркестанской области. Результаты расследования пока не известны. И официальные структуры должны подтвердить или опровергнуть факт вброса, а не играть в молчанку.
Такое уже много раз было при первом президенте. Как и традиционный набор прессинга и контроля за инакомыслящими, который активно используется при втором. Задержание противников строительства АЭС, штрафы для инициаторов независимых соцопросов, отсутствие альтернативных Exit poll и препятствия для независимых наблюдателей. Все как всегда. Уже отработанный механизм.
Но если посчитать сколько бюджетных денег было потрачено на всяческие дорогостоящие спектакли под названием «президентские» и «парламентские» «выборы», а ещё и референдумы, то денег, наверное, ушло больше, чем сейчас накоплено в Национальном фонде. И последний референдум не исключение.
Дорогостоящая имитация «слышащего государства», под оберткой которого, как и последние тридцать лет, лежит все тот же старый номенклатурный слуховой аппарат, через который Акорда продолжает слышать лишь только то, что ей хочется слышать: дифирамбы, фальшивые аплодисменты и заверения в преданности любого решения, спущенного сверху. В конечном счете, проталкивание решения о строительстве АЭС, как и вхождение Казахстана в ЕАЭС в 2014 году, приведет к долгоиграющему расколу общества.
Наверное, чтобы снизить накал напряжения, президент заявил о том, что АЭС в Казахстане должен строить международный консорциум, а не компания из одной страны. Но это чистая политтехнология на фоне высокого уровня недовольства многих казахстанцев как по поводу строительства АЭС, так и по поводу возможного участия в этом проекте Росатома. Вот и решили подсластить пилюлю, заговорив о консорциуме из мировых компаний.
То есть, если послушать власть, то, по ее словам, в атомной сфере она хочет создать такой же консорциум по аналогии с международным консорциумом на Кашагане, где также несколько иностранных нефтегазовых компаний, которые на глобальном рынке являются конкурентами, на Кашагане все же решили объединиться, чтобы вместе добывать нефть.
Но, во-первых, в нефтегазовой сфере, у мировых компаний технологии добычи нефти не сильно отличаются. Существенная разница только в местах добычи. Добыча на морском шельфе или на суше имеют нюансы. Кашаган тем и уникален, что ни одна компания даже самая крупная, не смогла бы потянуть в одиночку это очень сложное и мегадорогое нефтегазовое месторождение. Поэтому консорциум и появился.
В атомной сфере у каждой крупной компании в основном свои собственные модели реакторов разной мощности, собственные технологические процессы, собственная школа подготовки кадров под эти технологические процессы и многое другое. То есть попытка под одной крышей строительства АЭС объединить разные компании это даже хуже, чем запрячь в телегу рака, лебедя и щуку.
Во-вторых, консорциум на Кашагане добывает нефть, которая идет на глобальный рынок, что и приносит прибыль всем участникам консорциума. АЭС в Казахстане это внутристрановой проект для местного рынка, и поэтому никакому большому консорциуму это не слишком интересно.
В-третьих, трудно представить, чтобы южнокорейская и французская компании изъявили желание встать в одну упряжку с токсичным Росатомом, чьи подрядные организации находятся под западными санкциями.
Поэтому все эти заявление могут быть для отвлечения внимания.
Тем более есть оговорка, что правительство должно заняться анализом и провести соответствующие переговоры. То есть это еще бабушка на двое сказала. Так что все это может быть попыткой пустить пыль в глаза.
Понятно, что все решит лоббистский потенциал той страны, которая стоит за каждой из четырёх компаний изъявившие желание участвовать в тендере.
И понятно, что лоббистский потенциал России и Китая намного выше, чем Южной Кореи и Франции.