Каждый третий новый автомобиль, который покупают в Казахстане, — китайского бренда. Однако автоэксперты все еще с осторожностью высказываются о таких покупках. Да и опрос, который провели на сайте газеты “Время” после публикации о перспективах казахстанского авторынка, показал: 61 процент проголосовавших читателей сомневаются в надежности и долговечности “китай-авто”.
Шеф-эксперт kolesa.kz и аналитик в сфере автомобильных услуг Евгений КУБЕКОВ делится цифрами: более 40 тысяч машин с пометкой Made in China было продано с января этого года. По дорогам страны колесят уже более 100 тысяч таких авто. А на самом популярном автосайте объявлений о продаже китайских машин сейчас около 7 тысяч. Речь идет о вторичном рынке: “поездил — продаю”. Половина из них — двух-, трехлетнего возраста.
— Судя по этим цифрам, мы можем наблюдать, что большая часть покупателей пока что довольна своей покупкой. Более ясной картина станет через несколько лет, когда автомобили, купленные сейчас или 2-3 года назад, станут продавать массово. Кроме того, многие приобретены с помощью разных финансовых программ, находятся в залоге, владельцы за них еще кредиты выплачивают, — отмечает Евгений Кубеков.
К довольным новым гаджетом владельцам относит себя и главный редактор журнала “За рулем” в Казахстане Алексей АЛЕКСЕЕВ. Выбрал “китайца” он два года назад и не скрывает: переход с немецкого автопрома на машину из Поднебесной был не просто сложным, а революционным.
— Бояться приобретать авто брендов этой страны не нужно — в автомобиле на сегодня нет неразгаданных тайн, все технологии известны. Китайцы смогли совершить этот рывок за короткий период и массово — у них на рынке сейчас около 200 марок автомобилей. Да, многие из них не выдерживают, закрываются. Но на смену им приходят новые. Кроме того, все эти изыскания поддерживает государство. Сегодня китайский автомобиль — это комбинация опций безопасности и комфорта, большое внимание уделено внешнему виду, отделке салона. И лишь к силовым агрегатам — моторам — есть вопросы, потому что наш человек привык к мощным двигателям, а у “китайцев” с небольшим объемом мощность для городской езды дает турбина.
Подкупила автоэксперта, по его словам, и семилетняя гарантия на автомобиль выбранного бренда. Алексеев уверен: когда он решит сменить авто, продолжающиеся гарантийные обязательства дилера расположат покупателя.
Конечно, знают в Поднебесной, чем взять современного избалованного потребителя! Тут вам и навороченная система мультимедиа, и обилие всевозможных приложений, попадаются даже авто с караоке! Но ведь главное, чтобы автомобиль… ездил! Евгений Кубеков, признавая прорыв китайского автопрома, видит и подводные камни.
— Для меня это проблемы роста. Китайцы догоняют авторынок семимильными шагами. Но выпущенные ими автомобили долго на конвейере не задерживаются, а это сулит большие проблемы, когда автомобиль поездит лет пять и обслуживать его станет сложнее. На многие модели просто не будет запчастей, — уверен автоэксперт.
Куаныш ДИДАХМЕТ трудится в одном из алматинских автосервисов, где берутся в том числе и за ремонт “китайцев”. Интересно, что поисковик-навигатор по Алматы выдает всего около пяти точек, где точно обозначено: китайские машины ремонтируют. И гораздо больше объектов, сосредоточенных на русификации авто из КНР и Кореи. Спектр услуг широк, он опять-таки настроен на вальяжного городского потребителя-середнячка: мультимедийка, платформы, подключение гаджетов. Есть нюанс: за прошивку авто, ввезенных серыми дилерами по схеме “для себя, для тестя, для дяди”, мало кто вообще берется.
По нашей просьбе эстэошник обозначает главные “болячки” — чаще всего электронные системы. Они выходят из строя и требуют некоторой адаптации даже к алматинской зиме. Как минимум многие мастера советуют сразу заменить аккумулятор, а иногда пройтись по всей машине антикоррозийкой. Правда, такие манипуляции на частной СТО иногда могут стать причиной того, что авто снимут с официального техобслуживания. Нужно уточнять.
Проявления, с которыми сталкивался наш собеседник: панели плохо реагируют на сенсор, виснет мультимедийка, сильно жужжат топливные насосы, машина может начать дергаться при переключении режимов управления. Встречались и вовсе опасные моменты с проблемами в работе антипробуксовочной системы ABS.
На просторах казахстанских соцсетей часто гуляют ролики недовольных владельцев, жалующихся и на сервис от официальных дилеров. В частности, девушка, представившаяся в телефонном разговоре Мадиной, рассказала о своих злоключениях с новеньким, 2024 года кроссовером.
— При покупке машины я уточнила, когда у меня будет первое техобслуживание. Мне ответили: когда я проеду примерно 3 тысячи километров. Но, не доехав до этой отметки, я в самую жару оказалась в ситуации, когда самостоятельно включилась печка в машине на полную мощность и музыка на всю громкость. Так я ехала до сервиса. А там мне ответили: бывает, техника может зависать. К тому же память у моей модели маленькая, требуется делать обновление. Сказать, что я пожалела о покупке, — не сказать ничего. Машина моя стоила 17 миллионов тенге! — возмущается владелица.
— Проблемы посерьезнее могут возникнуть с коробкой передач. Выходят из строя вариаторы, а от долгого стояния в пробке она выдает ошибку и уходит в аварийный режим. Это редко касается автомобилей подороже, как говорят, премиального сегмента. Но владельцы “массовых” моделей нередко с этим сталкиваются, — делится нюансами автомастер Куаныш. — Что касается узлов двигателя, то и там приходится покопаться. К капитальному ремонту движка у китайцев может привести игнорирование проблемы течи радиатора или замена ремней ГРМ. Но это расходники.
Вопрос о подвеске, похоже, любимый на сервисе. Тут, конечно, нельзя не помянуть недобрым словом наши дороги. Однако…
— Часто приезжают новые авто с небольшим пробегом. Ну что это — 40 тысяч километров? А у них уже рулевые разбиты, сайлентблоки ушатаны, летят трансмиссия, ступичные подшипники, — перечисляет фронт работ мастер.
Эксперты объясняют: это работает не как с рынком доноров, никто не ждет кровожадно искореженный металл на распил. Не поспевают с запчастями производители. И тут вопрос в отношении к потребителю, настаивает Евгений Кубеков. Автоконцерны, занятые гонкой за новыми спросовыми моделями, к своему продукту относятся как к любому другому гаджету. Ну, согласитесь, вряд ли кто-то станет сетовать, что нет запчастей на устаревшую модель телефона.
Большая беда и в том, что многие бренды даже не удосуживаются создать, а не то что перевести или сделать добротную электронную версию каталога запчастей, выпустить мануалы, техкарты по ремонту, обеспечить диагностическим оборудованием.
— Это квест, — смеется автоподборщик Артем ДУДУКАЛОВ. — Раньше ты открываешь программу, смотришь номер запчасти. У китайцев часто не указаны модификации моделей, да и в одном модельном ряду есть разные модификации одних и тех же машин. Одна запчасть может не подходить к другой, потому что на конвейер поступают физически разные детали, но это нигде не указывается.
А уж если приходится делать ремонт после ДТП, тут точно малой кровью, то есть суммой, автовладелец не отделается. Да еще и детали кузова клиентам приходится нередко ждать от нескольких недель до нескольких месяцев.
— И цены при этом оказываются довольно кусачими. Светодиодные фары, лобовые стекла, алюминиевые капоты — все стоит больших денег. Занимательную историю рассказали мне в страховой. Купил человек большой кроссовер за 18 миллионов, сделал добровольное “Каско”. И, попав в ДТП, влетел в ущерб на 15 лямов. При этом машину его теперь продают уже за 14 миллионов, — рассказывает Евгений Кубеков. — Ценовая война, которую мы наблюдали последние полгода, привела к любопытным выводам: цены на многие китайские авто снизились, а вот запчасти на них так и остались дорогими.
Немаловажный фактор, который должен охладить пыл при покупке, — остаточная стоимость автомобиля. Навороченные китайцы все-таки прилично теряют в цене.