Комитет парламента рекомендовал кабмину Кыргызстана рассмотреть введение обязательной маркировки ГСМ с нефтетрейдерами

Автор -

Комитет по топливно-энергетическому комплексу, недропользованию и промышленной политике заслушал информацию по обращению президента Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана К. Эшатова о пересмотре срока и условий введения обязательной маркировки топлива.

Заместитель министра экономики и коммерции Искендер Асылкулов остановился на содержании упомянутого обращения. Так, Ассоциация нефтетрейдеров обращается по вопросу пересмотра сроков введения обязательной маркировки нефтепродуктов в Кыргызской Республике. Несмотря на положительное намерение бороться с нелегальным оборотом топлива, данная мера на текущем этапе может создать серьезные риски для бизнеса и экономики страны.

Канат Эшатов выразил мнение, что не было необходимости вводить обязательную маркировку бензина и дизельного топлива, так как в Кыргызстане есть автоматизированная система учета, которая позволяет контролировать импортируемые бензин и топливо.

«Весь объем, ввозимый нами, контролируется от границы до нефтебазы и каждой АЗС. В каждом чеке написана вся информация, и она поступает на сервер ГНС», — сказал Канат Эшатов.

По его словам, введение обязательной маркировки Государственная налоговая служба объясняет необходимостью борьбы с контрабандой, а в справке-обосновании пишет, что объем контрабанды этих видов топлива составляют 30-40 процентов.

Канат Эшатов заявил, что это неправильные данные. Такие показатели были до 2022 года, когда была открыта граница с Таджикистаном. После ее закрытия проблема решилась.

Он отметил, что сейчас контрабандный бензин ввозят из Казахстана и продают в пластиковой таре на обочинах дорог. Но это, по его мнению, совсем небольшие объемы.

Канат Эшатов рассказал о том, что введенная обязательная маркировка бензина и дизельного топлива станет причиной подорожания этих товаров в стране.

По его словам, за маркировку каждого литра дизельного топлива определена цена в 37 тыйынов. Эти расходы будут включены в стоимость топлива.

Кроме этого, по словам Эшатова, маркировку должна делать компания «Учкун» и из-за ее неготовности вагоны с импортируемым топливом простаивают на границе, ждут очереди на маркировку.

«За пять суток простоя добавляется дополнительная стоимость. К одному литру бензина 1 сом 20 тыйынов, а дизеля – 72 тыйына. Все это приведет к удорожанию этих товаров для покупателя», — сказал Эшатов.

Напомним, с 1 октября 2024 года в Кыргызстане введена обязательная маркировка бензина и дизельного топлива, как импортируемого, так и производимого, с использованием молекулярных маркеров. При этом с 1 января 2025-го будет запрещен оборот немаркированного бензина и дизтоплива.

Комитет принял к сведению информацию и рекомендовал Кабинету министров рассмотреть этот вопрос с участием всех заинтересованных сторон.

Поделитесь новостью