По словам экспертов, базирующаяся в Афганистане террористическая группировка пересмотрела тактику вербовки в Интернете, стремясь совершать атаки против США и других западных стран. Об этом пишет NBC.
По словам американских чиновников и аналитиков, в прошлом году филиал «Исламского государства» в Афганистане активизировал свою деятельность по вербовке новых членов, развернув изощренную пропагандистскую кампанию, призванную убедить недовольных мусульман осуществлять террористические заговоры в США и других западных странах.
По словам официальных лиц и экспертов по борьбе с терроризмом , недавний арест афганца, обвиняемого в подготовке теракта в день выборов в США, а также недавние заговоры во Франции , Швеции и других странах подчеркивают растущую угрозу со стороны ИГИЛ-Хорасан .
Стремясь заручиться поддержкой и привлечь сторонников из различных мусульманских диаспор в Европе и США, группа выпустила большое количество видеороликов и статей на более чем десятке языков, включая дари и пушту — два основных языка, на которых говорят в Афганистане.
Лукас Веббер, старший аналитик по разведке угроз в неправительственной организации Tech Against Terrorism, рассказал, что ИГИЛ-Х изначально сосредоточился на таджикских иммигрантах на Западе, но затем расширил свои усилия на другие этнические общины. Теперь группировка стремится использовать изоляцию и отчуждение, которые испытывают афганцы и другие мусульманские иммигранты и беженцы, пытающиеся построить жизнь в незнакомых, светских обществах.
«Неудивительно, что они, возможно, воспользовались недовольством афганцев», — сказал Уэббер, который также является научным сотрудником Центра Суфана, исследовательской группы по внешней политике, базирующейся в Нью-Йорке.
Онлайн-сообщения, которые рассылаются через социальные сети, TikTok и даркнет, изображают ИГИЛ-Хорасан как «единственную настоящую и чистую исламистскую боевую организацию, борющуюся против правительств в регионе и враждебного иностранного влияния со стороны таких противников, как Соединенные Штаты», — сказал Уэббер.
Пропаганда, основанная на десятилетиях сообщений «Аль-Каиды» и других воинствующих группировок, фокусируется на военных интервенциях США в мусульманских странах и американском военном присутствии в других мусульманских странах, изображая Соединенные Штаты как «империю в упадке», сказал Уэббер.
ИГИЛ-Х, что означает ИГИЛ-Хорасан, является ответвлением группировки, которая появилась в Сирии и Ираке более десяти лет назад и известна как ИГИЛ. Первоначальная группировка была серьезно ослаблена после многих лет атак со стороны американских, сирийских и курдских сил. Американские и западные официальные лица теперь рассматривают ИГИЛ-Х как более мощную угрозу.
Группа впервые попала в мировые заголовки в августе 2021 года, когда один из ее членов взорвал бомбу возле аэропорта Кабула, убив 170 афганцев и 13 американских военнослужащих . Группа также стояла за нападением на московский концертный зал , в результате которого погибло более 130 человек.
ИГИЛ-Х использовала инструменты искусственного интеллекта, чтобы значительно усилить свою пропагандистскую деятельность при низких затратах. После террористической атаки на Crocus City Hall в Москве сторонник ИГИЛ опубликовал видео, в котором ИИ использовался для имитации новостного выпуска в рамках антироссийской пропаганды группировки.
Аарон Зелин, эксперт по джихадистским группировкам в Вашингтонском институте ближневосточной политики, отметил, что у ИГИЛ-Хорасан «множество потоков сообщений в зависимости от конкретной аудитории». Их медиа-операции являются «частью более широкой кампании по вербовке и пропаганде».
По словам официальных лиц и аналитиков США, группировка стремилась расширить свою деятельность в СМИ, так как внимание всего мира было приковано к войне Израиля и ХАМАС.
«ИГИЛ начало развиваться в прошлом году, когда правительства переключили внимание и ресурсы на кризис в секторе Газа и сосредоточились на противодействии угрозам со стороны Ирана и его воинствующих союзников в регионе», — заявил Брет Холмгрен, исполняющий обязанности директора Национального центра по борьбе с терроризмом, на конференции по безопасности Cipher Brief в этом месяце.
«Даже когда США продолжали оказывать давление на терроризм, ИГИЛ смогло перегруппироваться, восстановить свои медиаоперации и возобновить внешние заговоры», — рассказал Холмгрен.
Растущая угроза Западу
Череда недавних арестов в США и других западных странах подчеркивает возрождающуюся угрозу со стороны группировки.
Летом восемь подозреваемых из Таджикистана, имеющих потенциальные связи с ИГИЛ, были арестованы в США после пересечения южной границы. Подозреваемые были арестованы по иммиграционным обвинениям, а не в связи с террористическим заговором.
В конце августа власти Коста-Рики арестовали таджикского подозреваемого , предположительно связанного с ИГИЛ, сообщают местные СМИ. Неделю спустя пакистанец, проживающий в Канаде и подозреваемый в связях с ИГИЛ, был арестован за предполагаемый заговор с целью убийства евреев в Нью-Йорке.
Затем 7 октября Насир Ахмад Таухеди , 27 лет, был арестован ФБР в Оклахоме и обвинен в заговоре с целью проведения массового расстрела в день выборов. NBC News первым сообщил, что Таухеди был направлен ИГИЛ-Хорасан и что он работал на ЦРУ в Афганистане, по словам официальных лиц.
Таухеди был среди десятков тысяч афганцев, эвакуированных после хаотичного вывода американских войск из Афганистана в 2021 году. По словам двух источников, осведомленных об этом вопросе, он служил в местных силах охраны, которые охраняли периметр зданий США для ЦРУ.
Он был одним из тысяч афганцев, служивших в ЦРУ и переселившихся в США, но теперь находящихся в правовой неопределенности, ожидая одобрения своих заявлений на визу.
Члены Конгресса, некоторые из которых служили в армии в Афганистане, предложили законопроекты, которые урегулируют правовой статус афганцев, воевавших вместе с войсками США или работавших на американское правительство в Афганистане. Однако законопроект был заблокирован республиканцами.
Это привело к тому, что десятки тысяч афганцев не смогли легально работать в Америке с тех пор, как они прибыли три года назад. У многих есть супруги и дети, которые все еще застряли в Афганистане, ожидая законного разрешения на поездку в США. Защитники афганцев и бывшие сотрудники разведки призвали федеральные власти урегулировать их правовой статус.
Бывшие сотрудники разведки утверждают, что со временем существует риск того, что число случаев самоубийств среди них может возрасти, а некоторые из них могут быть заманены обратно в Афганистан принуждением и запугиванием со стороны Талибана и других экстремистов, которые фактически держат их семьи в заложниках.
По словам чиновников, Таухеди получила одобрение на специальную иммиграционную визу, но не предприняла окончательных административных шагов для ее получения.
Остается неясным, когда он радикализовался, но федеральные прокуроры заявили в судебных документах, что нашли достаточно доказательств того, что он обратился к исламскому экстремизму. Это включало связь с вербовщиком, которого он считал работающим на ИГИЛ-Хорасан, согласно его уголовному иску.
Поиск в телефоне Таухеди также выявил видео, на котором он 20 июля читает двум детям текст, в котором «описаны награды, которые мученик получает в загробной жизни», говорится в жалобе. Он также сохранял пропаганду ИГИЛ в своих аккаунтах iCloud и Google, участвовал в группах Telegram в поддержку ИГИЛ и пожертвовал 540 долларов в криптовалюте на благотворительность, которая перечисляет деньги ИГИЛ, говорится в жалобе.
Некоторые бывшие сотрудники разведки, работавшие в Афганистане, заявили, что Таухеди является исключением среди группы афганцев, которые яростно выступали против Талибана, рисковали своей жизнью, сражаясь с боевиками, и были глубоко преданы своим американским партнерам. Но другие признают, что афганцы, которые все еще ждут одобрения своих заявлений на визу, потенциально уязвимы для манипуляций, учитывая трудности, с которыми они сталкиваются в США
Эксперты отмечают, что леденящая душу реальность терроризма заключается в том, что ИГИЛ-Хорасану достаточно склонить на свою сторону лишь небольшое количество людей или даже всего одного, чтобы осуществить смертоносную атаку.