В Казахстане чиновники предлагают наказывать тех, кто отказывается работать. Пока речь не идет о каких-то штрафах или арестах для тех, кто так поступает (как это сделано в Беларуси), но «тунеядцев» (точнее тех, кого власти таковыми считают) будут лишать социального пособия, пишет «Настоящее время».
Депутат парламента Казахстана Анас Баккожаев считает, что безработные казахстанцы не хотят трудиться. К такому выводу он пришел, изучив список вакансий, которых, по словам депутата, в стране больше, чем потенциальных соискателей. То, что люди не хотят трудиться за копейки, депутат в расчет не взял.
«Фермеры в селах не могут найти рабочих. Сколько там различных вакансий! Но масса людей числятся безработными и просто получают пособия, — утверждает Анас Баккожаев. — Да, есть люди с инвалидностью. Но когда здоровый человек получает пособие по безработице — это уже совсем другое. Работы много, но никто на нее не идет. Мы разводим лень! И пособие по безработице — причина, которая подталкивает вести именно такой образ жизни».
Предложение уже поддержала министр труда и социальной защиты Казахстана Светлана Жакупова.
«Социальные пособия выплачиваются из фонда соцстрахования. Если гражданин работал и потерял работу, только в этом случае он может рассчитывать на материальную поддержку государства. Но казахстанцы не идут на субсидируемую работу! — утверждает чиновница. — Трудолюбие мы должны воспитывать с семьи. Но это нужно регулировать не только в воспитательно-идеологической работе, но и законодательно. Необходимо ужесточать законодательство, когда человек отказывается от работы».
Предложение лишить пособий «тунеядцев» сделано на фоне растущего дефицита бюджета Казахстана, который в этом году уже превысил отметку в 12 миллиардов долларов, и необходимости оптимизации государственных расходов. Экономить можно на многом, но первой под сокращение попадет именно социальная сфера, считает экономист Арман Бейсембаев. По его словам, в последние годы власти Казахстана «накачивали» ее деньгами, пытаясь снизить уровень социального напряжения.
Наиболее заметный виток произошел в 2019 году — сразу после трагедии в Астане, когда пятеро детей из одной семьи погибли в пожаре. Позже выяснилось, что семья вынужденно снимала времянку с неисправной печью, а родители подолгу отсутствовали дома, потому что трудились сразу в нескольких местах, чтобы прокормить большую семью.
После этой трагедии и последовавшей за ней волной митингов многодетных матерей, которые требовали улучшения жилищных условий и дополнительных пособий, власти были вынуждены повысить выплаты. Но сейчас, по мнению чиновников, социальный контракт требует пересмотра.
Бейсембаев говорит, что сэкономить бюджетные деньги можно было бы на сокращении аппарата чиновников или на оптимизации национальных компаний и их дочерних организаций. Эти структуры чаще всего финансовый год заканчивают с убытком или незначительным доходом, и экономия в этом секторе могла бы быть эффективной. Но власти Казахстана, очевидно, не готовы пойти ни на первое, ни на второе.
«Это же вопрос политической воли. Жесткая политическая воля — и это можно было бы сделать за два года. Быстро. Все раздать, приватизацию массовую провести и так далее. Но был сделан выбор в пользу поэтапности, растягивая это дело по времени», — замечает экономист.