Казахстанские эксперты очень негативно отнеслись к такому варианту.
В вопросе разобрался Caravan.kz.
После двух сильных землетрясений в начале этого года руководство Казахстана озаботилось вопросом: а что будет с городом и со страной, если по Алматы реально ударит мощное землетрясение?
Сегодня в Алматы проживает 2,2 млн человек, а сам город дает пятую часть бюджета страны. Только жилье, по грубой оценке, стоит 36 трлн тенге. При этом весь бюджет Казахстана на 2024 год — всего 24 трлн тенге, или в 1,5 раза меньше. Иначе говоря, страна попросту не потянет восстановление такого города, как Алматы. Какие еще есть инструменты, чтобы отстроить город без особого ущерба для страны?
Самый явный — страхование недвижимости. Но в стране застраховано не более 1-2 % всей недвижимости. При этом большая часть жилья – 98 % — страхуется в рамках ипотечного кредитования. Просто так жилье у нас никто не страхует. Зачем? Государство же поможет!
Государство решило помочь само себе и создало группу, которая рассматривает возможности глобального страхования недвижимости на всякий случай.
«В настоящее время Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АФР) ведет совместно с государственными органами и международными экспертами работу по выбору наиболее подходящей для Казахстана модели страхования от катастрофических рисков, рассматриваются различные варианты модели», — говорится в ответе АФР на запрос портала «Караван.kz».
«Данный вопрос требует комплексного рассмотрения с учетом проведения актуарных расчетов и специфики подверженности различных регионов тем или иным катастрофическим рискам. Вместе с тем в качестве дополнительного варианта финансовой защиты от катастрофических рисков рассматриваются кредитные линии, катастрофические облигации и перестрахование за рубежом. Применение этих финансовых инструментов позволит минимизировать ущерб при наступлении стихийных бедствий. Как правило, эмитентами катастрофических облигаций выступают международные финансовые организации (Всемирный банк, Азиатский банк и т.п.). Решение по конкретным параметрам модели катастрофического страхования с учетом разработки дополнительной финансовой защиты от катастрофических рисков будет принято до конца текущего года. По итогам работы планируется подготовка законодательных поправок по страхованию от катастрофических рисков. Данные поправки будут вынесены на публичное обсуждение со всеми заинтересованными лицами на портале «Открытые НПА», — говорится в письме.
Однако пока эксперты, работающие на страховании, очень скептически относятся к такому виду инструмента. По крайней мере к тому варианту, что правительству Казахстана предложили «международные финансовые организации». Видимо, таким институтом выступил Всемирный банк, и, значит, он предложил стандартный для своего варианта пакет по выпуску катастрофических облигаций. Cat bonds – так их сокращенно называют. Или «кошачьи» облигации. Этот вариант очень напоминает то, на что согласилось правительство Ямайки.
Остров Ямайка в Карибском подвержен стихийным бедствиям. Здесь регулярно проходят и ураганы, и землетрясения. За 10 лет – с 2001 по 2010 год — стихийные бедствия обошлись стране в примерно в 1,2 млрд долларов год. Ущерб только от урагана Ivan в 2004 году превысили 350 млн долларов.
Летом 2021 года Всемирный банк выпустил для инвесторов cat-облигацию, которая обеспечивает правительству Японии страховое покрытие в размере 185 млн долларов на случай тропических циклонов в сезоны ураганов 2021, 22 и 23 годов.
При финансовой поддержке Глобального фонда финансирования рисков (GRiF), финансируемого Великобританией и Германией, и USAID правительство Японии выплачивает премию за покрытие, которую Всемирный банк передает инвесторам cat-облигаций. Премия фиксируется в течение срока действия облигации, что устраняет неопределенность стоимости. Тип событий, которые приведут к выплате, был заранее определен во время структурирования сделки на основе требований Ямайки.
Иначе говоря, cat-bonds работают как обычные облигации: эмитент их выпускает, страна выплачивает инвесторам, которые их купили, процент. Величина процента может плавать. Для Ямайки процент плавал от 4,4 до 7 %.
Наверное, всем понятно, что страховые договоры заключаются не для того, чтобы страховые компании выплачивали деньги своим клиентам? Совсем наоборот: для того, чтобы деньги эти оставить себе. Иначе какой смысл в работе страхователей? Поэтому любой договор содержит массу уточнений, определений и отказа от ответственности. В случае с Ямайкой сработал именно этот случай.
4 июля ураган «Берил» ударил по острову. Ему присвоили 4-ю категорию мощности: ветер проносился со скоростью 240 км в час. Ранее стихия прошлась по островным государствам Сент-Винсент и Гренадины, по Гренаде, а также нанесла удар по Венесуэле. На острове было убито 9 человек, ураган сровнял с землей города на южном берегу, повредив около 14 тысяч домов.
По оценкам CoreLogic, компании, поставляющей информационные услуги страховым компаниям, общие страховые убытки от урагана «Берил» на Ямайке и Каймановых островах составят от $400 до $700 млн. Убытки включают ущерб, нанесенный жилым, коммерческим, промышленным и сельскохозяйственным объектам, включая ущерб имуществу и перерывы в работе предприятий. Тогда застрахованный ущерб будет стоить раза в два меньше.
Но Ямайка так и не получила обещанных денег. Как пишет портал Insurance Journal, для инвесторов в облигации Ямайки Beryl оказалась близким промахом. Инструмент делит страну на 19 подрайонов и выплачивает выплаты только в том случае, если атмосферное давление шторма упадет ниже определенного минимального уровня в одной или нескольких из этих подобластей. Для ураганов более низкое давление обычно означает более высокую скорость ветра.
Минимальная выплата по облигациям установлена на уровне 30 % от номинальной стоимости, хотя выплата может достигать 100% в зависимости от интенсивности шторма и количества пострадавших районов.
Beryl охватила шесть из 19 подобластей, определенных в условиях облигации, но, «основываясь на данных о центральном давлении, опубликованных Национальным центром ураганов, давление воздуха, необходимое для выплаты по «кошачьим» облигациям, не было достигнуто ни в одной из подобластей», — говорится в записке Plenum для инвесторов.
Иначе говоря, ураган был. Но такой, слабенький. А мы с вами договаривались на катастрофу? На катастрофу. Ее не случилось. Поэтому денег мы вам не дадим.
«Давление воздуха, необходимое для выплаты cat bonds, не было достигнуто», — говорится в сообщении, направленном инвесторам швейцарской компанией Plenum Investments, которая имеет доступ к облигациям через один из своих фондов. В результате ожидается, что держатели облигаций Ямайки не потеряют никаких денег, говорится в сообщении.
Понятно, что правительство этого островного государства чуть не подрассчитало. Тем не менее казахстанские эксперты упорно говорят, что повторять опыта Ямайки не надо. При этом они не говорят, что такие же облигации уже выпустили Чили, Колумбия, Перу, Филиппины, Пуэрто-Рико, Япония, Франция, Китай, штаты США. А Мексика даже успела получить по «кошачьим» бондам компенсацию после урагана.
Почему вариант выпуска «кошачьих» облигаций не нравится казахстанским страховщикам — тоже небольшой секрет. Если привлекать тот же Всемирный банк или Азиатский банк развития, то эти крупные игроки попросту выдавят небольших национальных конкурентов с рынка. А рынок большой и перспективный.
После землетрясения в 1999 году правительство Турции разработало национальную программу страхования недвижимости от катастроф (Turkish Catastrophe Insurance Pool или TCIP. Цель TCIP – помочь своим согражданам возобновить свою жизнь после землетрясения.
В прошлом году программа прошла испытание: в августе 2023 года потрясло город Газиантеп. Пострадали сразу 10 провинций юго-востока Турции и север Сирии. В турецкой части по программе TCIP было застраховано 1,1 млн жилых зданий — больше половины всех домовладений. Ущерб по застрахованной части составил 2,1 млрд долларов. И эти деньги турки получили от иностранных перестрахователей буквально за месяц. В том числе работали и казахстанские страховые компании.
Примерно такую программу можно запустить и в Казахстане. Тем более казахские страховые компании принимают участие в программе TCIP и имеют некоторый опыт. Средняя стоимость страхового полиса — около 15 долларов на год. Это немного для Алматы.
Видимо, правительство Казахстана пока сомневается в способности отечественных компаний покрыть страховой случай, если будет землетрясение. Но казахские страховщики уверены, что справятся. Тем более, что через перестрахование за рубежом можно будет привлечь к программе и крупный иностранный капитал. Но главное: посредником будет не Всемирный банк, а казахстанские компании. Тем более рынок гигантский: только Алматы стоит не менее 100 млрд долларов. Скорее всего даже больше раза в два. Это весь город, с инфраструктурой и нежилыми помещениями. В сейсмической зоне находятся также Тараз, Талдыкорган, Семей, Усть-Каменогорск, Талдыкорган, Конаев.
Но программу можно развернуть и на другие виды катастроф. Весенние паводки на севере и в центре страны стоили бюджету 36 млрд тенге. В том числе помощь семьям (12,6 млрд), возмещение ущерба пострадавшим (10 млрд), компенсация бизнесу – 10,2 млрд, возмещение ущербу сельскому хозяйству (больше 3 млрд тенге). Кто гарантирует, что в будущем году большая вода снова не придет? Поэтому стороны пока ищут варианты.
О какой сумме идет речь? Обычная премия по «кошачьим» бондам – плюс 2-3% к доходности государственных облигаций. Министерство финансов Казахстана размещает на KASE свои облигации с доходностью к погашению 13% годовых. И довольно неплохо зарабатывает. Но в случае с Cat bonds никто денег не занимает, поэтому такая премия – больше 15% — будет откровенно жирной. Поэтому эмитентом может выступать «международный финансовый институт».
Тот же Всемирный банк, например. Тогда он выпускает бумаги под свои гарантии, а правительство Казахстана выплачивает премию. В этом случае премия падает до 10-13%. Такой вариант даже желателен, если катастрофы происходят достаточно регулярно. Для США и Карибов это будет ураган, конечно. Для Казахстана – засуха или наводнение. Тогда заплатив 4-9 млн долларов в год – сравнительно небольшая сумма для нашей страны – правительство получит гарантию возмещения.
Разрушительные землетрясения происходят не так часто. Поэтому риск ниже. И ставка может быть рассчитана на базе SOFR плюс 2-3%. Если бы облигации выпустили сейчас, то ставка составила бы 6-7% годовых. Но и эта сумма чрезмерно высока. Это означало бы, что правительство Казахстана отдавало бы за рубеж 6-7 млрд долларов в год. Или 3-3,5 трлн тенге. Сумма просто гигантская. Особенно на фоне бюджета Казахстана: в 2024 году доходы бюджета РК должны были составить 20,2 трлн тенге. Расходная – 23,3 трлн тенге. Разница между ними – 3,5 трлн – это дефицит бюджета. Из-за него правительство изымает деньги из Нацфонда. Из-за него у нас курс тенге постоянно скачет. И ровно такую же сумму — 3,5 млрд тенге или седьмую часть бюджета — надо будет отдавать. Тут на самом деле надо сильно подумать, прежде чем решиться.