Эксперты считают, что магия аниме заключается в фантастической миловидности и реалистичных плохих концовках, пишет Идеономика.
Большинство спортсменов после победы поднимают руки в знак триумфа. Когда Ноа Лайлс, американский спринтер, завоевал на Олимпийских играх золото в беге на 100 метров, он вытянул руки перед собой, сведя запястья вместе и вытянув пальцы, как будто готовясь поймать большой мяч. Жест мог показаться странным, но поклонники японской анимации сразу поняли, что Лайлс, заядлый фанат жанра, сделал отсылку к популярной франшизе «Драконий жемчуг» (Dragon Ball).
Возможно, олимпиец был рад, когда 11 октября одновременно вышли и новая серия «Драконьего жемчуга» и видеоигра (более 70 миллионов человек играют в мобильные игры по этой франшизе). Еще один известный фанат — Сигэру Исиба, новый премьер-министр Японии. Когда-то аниме было нишевым продуктом для внутреннего потребления, который «смотрели люди, не имеющие друзей в школе», как с грустью вспоминает один продюсер. Но теперь это мировая сенсация. В наши дни его экспортная стоимость в Японии, наряду с другими видами контента, такими как видеоигры, приближается к стоимости полупроводников или стали. Теперь поклонников аниме больше за пределами страны, чем внутри нее. По некоторым оценкам, аниме нравится примерно 800 миллионам человек во всем мире.
Те, кто не знаком с этим жанром, часто задаются вопросом, что такое аниме. «Анимация, созданная в Японии», — такое простое определение предложил Рахул Пурини, глава Crunchyroll, сервиса для просмотра аниме, насчитывающего около 130 миллионов пользователей в 200 странах. Но есть и эстетический подтекст: аниме обычно нарисовано от руки и является двухмерным, в отличие от фотореалистичной 3D-анимации, которая стала более распространенной за пределами Японии.
Действие аниме, как правило, происходит в абстрактном месте: вспомним, расплывчатый образ европейского городка, часто встречающийся в работах Хаяо Миядзаки, самого известного японского автора. Такая обстановка облегчает восприятие сюжета жителям разных стран. Единственным барьером является язык, но анимацию легче дублировать, чем обычные фильмы.
В последнее время аниме стремительно завоевывает популярность. По данным исследовательской компании Teikoku Databank, в 2023 году доходы японской аниме-индустрии достигнут рекордного уровня: 339 миллиардов иен (2,3 миллиарда долларов), что почти на четверть больше, чем годом ранее. Почти половину прибыли аниме собирает за рубежом. В прошлом году аниме-фильмы Netflix посмотрели более 1 миллиарда зрителей в 190 странах. Самыми популярными стали «Истребитель демонов» о мальчике-сироте, который сражается с демонами, чтобы отомстить за свою семью, и «Счастливый брак» о девушке с магическими способностями, которую недооценивает семья мужа.
Два фактора объясняют рост популярности аниме во всем мире. Первый — стриминг, сервис потокового вещания, благодаря которому аниме стало проще найти и посмотреть. Поклонникам больше не нужно зависеть от решений сетевых операторов или ждать неделю, пока выйдет очередной эпизод. Они могут смотреть, исследовать и открывать для себя что-то новое самостоятельно. Во время пандемии зрительская аудитория аниме пережила бум, когда весь мир месяцами сидел дома перед экранами. (В 2020 году аниме впервые заработало больше денег за пределами Японии, чем внутри страны). С тех пор количество зрителей продолжает расти как в Японии, так и по всему миру. Спрос рождает предложение. В 2023 году аниме-студии зарегистрировали около 300 лицензий на свои работы в таких регионах, как Северная Америка, Юго-Восточная Азия и Западная Европа.
Во-вторых, зрители стали с подозрением относиться к голливудским фильмам. Сьюзан Напьер, профессор Университета Тафтса и эксперт по аниме считает: «Технологии не создали утопию, как мы думали, и мир после холодной войны стал более опасным, чем мы себе представляли». Счастливый конец кажется неправдоподобным. Аниме допускает, что героев убивают, а персонажи несут огромные потери. В то же время главные герои часто милы и вызывают симпатию. «Это мрачный мир, — отмечает Напье, — поэтому зрителям хочется видеть милых и пушистых».
Глобальное распространение аниме стало возможным благодаря его собственной эволюции. Японские комиксы и графические романы, известные под общим названием «манга», уже давно служат основой для аниме. В отличие от британских и американских комиксов, манга не предназначена в первую очередь или даже в основном для детей. Ежегодно публикуются тысячи новых книг манга практически на все мыслимые темы, от фривольных историй до размышлений о войне, что дает аниме неисчерпаемый круг источников.
Около 30 лет назад студии начали выпускать больше аниме, ориентированных на девочек, например «Сейлор Мун», в котором меньше внимания уделялось боям и роботам, а больше — сюжетным линиям и магии. А по мере того как фанаты становились старше, создатели начали делать более сложные произведения, часто с более взрослой тематикой. В 2003 году Миядзаки получил премию «Оскар» за «Унесенных призраками», причудливую фантастическую историю о девочке, которая спасает своих родителей.
Примерно в то же время «Жемчуг Дракона» и «Покемон» заинтересовали новое поколение фанатов. Японское правительство заметило это и в конце концов приняло меры: в 2013 году оно запустило инициативу под названием «Cool Japan», в рамках которой вложило около 90 миллиардов иен в развитие японской творческой индустрии за рубежом. Инициатива оказалась неудачной из-за неправильно выбранных инвестиций, но это не помешало правительству повторить попытку: политики намерены увеличить стоимость японской индустрии контента за рубежом в четыре раза к 2033 году.
Кропотливая природа двухмерной анимации, нарисованной вручную, вдохновляет творческих людей за пределами Японии. В начале этого года Усман Риаз, пакистанский режиссер, выпустил анимационный фильм «Стекольщик», полностью снятый в Пакистане и озвученный на языке урду. В том же стиле выдержан и предстоящий мультфильм по «Властелину колец», «Война рохирримов», который выйдет на экраны в декабре. Его режиссером стал Камияма Кэндзи, который работал над аниме всю свою карьеру.
Другие авторы используют эстетику в новых направлениях. Отличный сериал Netflix «Голубоглазый самурай», рассказывающий о жаждущей мести девушке из эпохи Эдо, получил премию «Эмми» за анимацию и вошел в десятку самых популярных сериалов сервиса в 50 странах после премьеры в прошлом году. Созданный американкой японского происхождения и ее мужем, он отличается пышной эстетикой и жесткостью, отдавая дань уважения таким режиссерам, как Квентин Тарантино.
Однако привлекать поклонников аниме не обязательно с помощью анимации: в прошлом году Netflix запустил сериал с реальными актерами «One Piece. Большой куш», основанный на популярной одноименной манге (оригинальный аниме сериал, вышедший в 1999 году, стал одним из самых популярных брендов аниме за всю историю, было продано более 1100 эпизодов и 500 миллионов экземпляров манги).
Но, несмотря на все эксперименты, традиционное аниме не демонстрирует никаких признаков упадка. «Люди осознают, что мир стал более противоречивым и опасным, и у них меньше возможностей верить в счастливый конец истории», — считает Напье. Плохие новости для мира, но хорошие для японских аниматоров.