«Я слышал, как бьют моего сына». Задержанные казахской полицией узбеки рассказывают о пытках

Автор -
382

    В Карасайском районном суде продолжается рассмотрение дела о пытках в спецприемнике в селе Кошмамбет во время Кантара.  Два последних заседания допрашивали граждан Узбекистана, среди которых – строитель Хайрулла Исламов, переживший пытки вместе с сыном, пишет Республика.

    Последние публикации об этом деле можно почитать здесь и здесь.

    «Мы шли, и каждый нас бил»

    О строителях из Узбекистана, которые работали в подрядной организации BI Group, пытались уехать из Казахстана, а затем пережили пытки в спецприемнике Кошмамбета, «Республика« рассказывала еще в начале года.

    Тогда дело еще не дошло до суда, и опрошенные нами узбекистанцы говорили на условиях анонимности.

    Они рассказали о том, как автобус, в котором их везли в спецприемник, увяз в грязи, а задержанных пугали расстрелом на кладбище. Также они свидетельствовали о дальнейших избиениях и унижениях.

    Примерно то же самое уже во время суда повторили другие потерпевшие, в том числе казахстанцы. Показания переживших пытки совпадают во всех основных эпизодах.

    Хайрулла Исламов – отец Жасура Исламова, который ранее рассказал, как его и других избитых в спецприемнике заставили мыть кровь в коридоре.

    Старшего Исламова, по его словам, начали избивать еще в посёлке Таргап, где их на блок-посту остановили военные. Избиения продолжились в Кошмамбете. На суде Хайрулла Исламов заявил, что после пережитого в спецприемнике в Алматинской области не может работать так, как раньше.

    «Били ремнями, автоматами, у них были специальные перчатки, как будто внутри железо, — вспоминает Исламов происходившее в Кошмамбете. — Они стояли один за другим. Мы шли, и каждый нас бил. Внутрь зашли, сказали лицом к стене, приказали нагнуться. Ребро сломали. Сильно били».

    Как и другие потерпевшие по этому делу, бывший строитель говорит, что из них силовики пытались выбить признательные показания о якобы участии в беспорядках. Он также заявил, что слышал, как избивают его сына:

    «Было слышно, как избивали кого-то в коридоре. Я слышал, как бьют моего сына».

    По его словам, это длилось «минут 15-20». Еще в спецприемнике находились его племянники, сыновья брата Хайруллы Исламова, и их тоже пытали.

    «Когда на следующий день вывели всех в коридор, он не узнал своего  сына, только по одежде узнал. Глаза были наполнены кровью у Жасура. Он видел врача, который их осматривал, но не оказал помощи», — сказала «Республике» директор Общественного фонда «Международная правовая инициатива» Айна Шорманбаева, представительница потерпевших.

    Всего Хайрулла Исламов провел в спецприемнике 12 дней. Его и его сограждан освобождали при участии узбекского консульства.

    Исламов, по его словам, остался без телефона и денег. Консула Узбекистана, по  мнению мужчины, пригласили только тогда, когда с него и других задержанных начали сходить следы побоев.

    Исламов опознал одного из подсудимых – Серика Турпанбаева. По словам бывшего строителя, он “на второй этаж вызывал”. На вопрос адвоката Ерлана Мендешева, избивал ли Турпанбаев его лично, Исламов ответил отрицательно.

    «Пили из унитаза»

    Другой допрошенный в качестве потерпевшего гражданин Узбекистана, Авас Абдусаматов, во время январских событий работал в швейном цехе. Его история в общих чертах совпадает с показаниями других потерпевших – задержание в Таргапе, пытки в Кошмамбете и кража личных  денег. На суде Абдусаматов заявил, что у него забрали 700 долларов и обручальное кольцо.

    Он также утверждает, что ему и другим задержанным некоторое время приходилось пить воду из унитаза.

    «Ни воды, ни еды не давали. Был туалет. Туалетную воду пили, — заявил Абдусаматов. — Воду дали на третий день. До этого пили из унитаза, руками зачерпывали».

    В связи с этими показаниями защита подсудимых обратила внимание, что во время следствия Абдусаматов говорил, что они пили воду из крана, но не из унитаза. Потерпевший в ответ заявил, что в то время боялся правоохранителей.

    Адвокат Ерлан Мендешев обвинил Абдусаматова в даче ложных показаний. По его словам, на стадии следствия Абдусаматов отрицал, что его пытали.

    «У него [у Абдусаматова] помимо 700 долларов отняли еще и серебряное обручальное кольцо. Он мне рассказывал еще на следствии, что именно потеря обручального кольца была для него психологически тяжелой. В Узбекистане в ходе следствия он был допрошен и в страхе сказал, что пыток не было. А сейчас, в Казахстане, когда у него есть адвокат (он меня адвокатом называет) он чувствует себя в безопасности», — сказала «Республике» Айна Шорманбаева.

    Сломали нос и ребро

    Еще один потерпевший в деле о пытках гражданин Узбекистана – Маматкобул Якупов. Он тоже утверждает, что помимо пыток его ограбили. По его словам, в Кошмамбете он лишился 17 миллионов тенге. У Якупова узбекское гражданство, но он много лет живет в Казахстане, занимается бизнесом.

    Якупов говорит, что в первый же день ему сломали ребро и нос. С определённого момента, после нескольких жестоких избиений он «уже был готов, что повесят».

    Он также упомянул главу пресс-службы Департамента полиции Салтанат Азирбек, чье имя ранее уже всплывало на этом суде.

    «При ней снимали, — говорит Якупов. — Нас шесть человек вывели, к стенке поставили, избивали без конца. Рядом со мной стоял Мачо (фамилия одного из переживших пытки – Ред.), дунганин, ему пальцы раздробили. Нас вместе вывели. Ни слова не сказали, просто к стенке поставили, сняли на видео. Там операторы были, Салтанат Азирбек».

    По словам адвоката Айнары Айдархановой, защищающей узбекистанцев и одного гражданина Казахстана, в материалах уголовного дела Азирбек фигурирует в качестве свидетеля. Пока ее в суде не допрашивали.

    Подсудимые полностью отрицают вину.

    В ожидании полицейского начальника

    На следующем заседании ожидается допрос  бывшего начальника управления полиции Карасайского района Алматинской области Болата Тотыбаева. Об этом ходатайствовали адвокаты подсудимых экс-полицейских. Судья Динмухамед Адайбаев их ходатайство поддержал.

    Тотыбаев последний раз упоминался в связи с делом бывшего главы МВД Ерлана Тургумбаева, которого приговорили к 5 годам условно за превышение полномочий во время Кантара. Сообщалось, что в связи с делом экс-министра Болат Тотыбаев находится «в орбите следствия», но в итоге обвинений ему не предъявили (во всяком случае, данных об этом нет).

    По словам защитников потерпевших в деле о пытках в Кошмамбете, подсудимые и их адвокаты указывали на Тотыбаева еще на стадии депонирования, до начала главного судебного разбирательства: мол, он был комендантом Карасайского района, почему же ему не предъявляют обвинений.

    На Тотыбаева около здания следственного суда Алматинской области указывал мужчина, назвавшийся другом обвиняемых в пытках. На условиях анонимности он дал “Республике” комментарий, заявив: “Если они виновны, разговора нет – пусть получают. А так, если разобраться, тут должны быть люди, на которых лежит ответственность (речь шла о Тотыбаеве – Ред.)”.

    Поделитесь новостью