Хотите меняться? Задавайте себе правильные вопросы

Автор -

Как применять в жизни практику, предложенную известным американским коучем Маршаллом Голдсмитом, пишет reminder.

Парадокс человеческой природы: мы хотим изменений немедленно, отчетливо понимая, что для этих изменений требуются время и усилия. Этот парадокс возникает, какую бы цель мы ни ставили и о чем бы ни мечтали — сбросить вес, выучить новый язык, заработать пресловутый миллион. Его главная опасность — он убивает желание двигаться до конца. Надежный способ преодолеть парадокс — отвлечься от фантазий и переключить внимание на то, что вы делаете сегодня. Вы не можете ощутить, что потеряли еще 100 грамм веса, но можете спросить у себя: а что я для этого сделал?

Лучше всего спросить себя вечером — еще стоики рекомендовали подводить итоги дня. Сенека в трактате «О гневе» советовал, «завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну», спрашивать: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?». Со времен Сенеки практика вопросов-напоминаний существенно развилась. И дело не только в том, что теперь можем отвечать на такие вопросы в телефоне, а прогресс отслеживать по гугл-таблицам, — появились новые формулировки вопросов, которые действуют лучше.

Активные вопросы

У американского executive-коуча и консультанта Маршалла Годсмита огромный опыт корпоративного и личного консалтинга — он работал с СЕО более чем 200 компаний. Так родился его метод ежедневных вопросов.

В своей книге «Триггеры» Голдсмит пишет, что много лет — как Сенека — подводил итоги дня, спрашивая себя: «Насколько я счастлив был сегодня?», «Насколько осмысленным был мой день?», «Я сказал или сделал что-то хорошее для [моей жены] Лиды?». «Честные ответы на эти вопросы, — пишет Голдсмит, — помогали сосредоточиться на моей цели: быть счастливым и здоровым. Более десяти лет они позволяли мне регулировать мою хаотичную жизнь в постоянных разъездах 180 дней в году».

Схожие вопросы Голдсмит задавал и сотрудникам компаний-клиентов, исследуя их энтузиазм и удовлетворенность работой, — например, он спрашивал: «Насколько вы были вовлечены в работу?». Но однажды он решил поменять формулировку, сместив акцент на прилагаемое усилие: «Старались ли вы сделать все возможное, чтобы быть полностью вовлеченными в работу?». Проведя исследование на достаточно большой группе, Голдсмит заметил, что те, кто отвечал на такие «активные» вопросы, добились гораздо большего прогресса.

«Исследование показало, — пишет Голдсмит, — что активные вопросы могут стать триггером нового способа взаимодействия с миром. Активные вопросы обнаруживают наши усилия и бессилие в разных сферах. Иными словами, они заостряют наше восприятие того, что мы можем изменить. Мы обретаем контроль и ответственность, расставаясь с ролью “жертвы обстоятельств”».

Тогда Голдсмит решил поменять и личные ежедневные вопросы, добавив в начало фразу «Сделал ли я все возможное, чтобы…»:

  • Сделал ли я все возможное, чтобы быть счастливым?
  • Сделал ли я все возможное, чтобы соблюдать здоровую диету?
  • Сделал ли я все возможное, чтобы быть хорошим мужем?

«Различие оказалось существенным для меня, поскольку в моей изначальной формулировке я всегда мог сослаться на внешние обстоятельства, а не на себя, — рассказывает Голдсмит. — Я мог сказать себе, что не был счастлив, потому что самолет три часа простоял на взлетной полосе (иными словами, за мое счастье отвечала авиакомпания). Или переел по вине клиента, который пригласил меня на барбекю с обильной калорийной пищей, от которой было невозможно отказаться (другими словами, мой клиент нес ответственность за мой аппетит)».

Так у Голдсмита сформировался новый список вопросов — в нем на момент публикации книги было 22 пункта. Другим людям он советует выбирать число вопросов соразмерно силам: можно взять всего три или четыре. Каждый пункт Голдсмит оценивает по шкале от 1 (никаких усилий) до 10 баллов (максимум усилий). И если оценка усилий по достижению счастья оказывалась низкой, то винить в этом Голдсмиту остается только себя. «Мы не можем добиваться своих целей каждый день, но, если не пытаемся, этому нет оправданий. Любой может попробовать».

Универсальная практика

Метод активных вопросов используют многие руководители — например, бывший СЕО Boeing и Ford, член совета директоров Google Алан Малалли. Executive-коуч, в прошлом преподаватель в бизнес-школе Йельского университета Сергей Сиротенко рассказывает, что использует ежедневные вопросы сам и советует их топ-менеджерам компаний, с которыми работает. По его словам, эта практика подталкивает «стать тем, кем ты хочешь стать».

Обычно вопросы делятся на блоки: работа, отношения, здоровье. Можно выбирать универсальные вопросы (как вопрос про счастье), а можно — те, которые важны вам именно в текущий период жизни. Сергей сейчас пишет докторскую диссертацию, поэтому в его списке есть вопросы, связанные с усилиями, которые он прилагает, чтобы в итоге защититься.

«Это универсальная практика — ее можно использовать, например, чтобы интегрировать в жизнь мысли из прочитанной книги, — говорит Сергей. — Ты с кем-то поговорил, или узнал что-то из подкаста [нейробиолога из Стэнфорда Эндрю] Хубермана — включаешь в список». Так он добавил практику, которую популяризовал Хуберман — физиологический вздох (или циклическое дыхание); она успокаивает симпатическую нервную систему и помогает снять стресс.

Важно не включать в один вопрос сразу два: один вопрос — одно действие; и если вопрос больше не актуален — меняйте или убирайте его, не задумываясь, объясняет Сиротенко. Он много лет сотрудничает с Маршаллом Голдсмитом и перенял практику вопросов напрямую у автора «Триггеров».

Партнер компании Ward Howell, которая специализируется на поиске и развитии руководителей, Вероника Загиева использует активные вопросы для двух целей. Первая — поддержание полезных привычек. Как только они становятся регулярными (например, ложиться спать до полуночи), Вероника убирает вопрос из списка. Вторая цель — фокусироваться на текущих проектах. «Например, следующие три месяца я изучаю тему «новые тренды в вознаграждении руководителей» и спрашиваю себя в конце дня «прочитала/послушала/поговорила ли я с кем-то на эту тему сегодня”?», — объясняет Вероника.

Предприниматель, основатель школы циклических видов спорта I Love Supersport Максим Журило рассказывает, что тоже пользовался ежедневными вопросами. У него были вопросы про медитацию и благодарность и любовь к близким, а также вопрос «Прожил ли я сегодняшний день счастливо?». «Эти три вопроса хорошо помогали», — говорит Журило.

Сиротенко приводит в пример список вопросов, которые он составил для клиента — руководителя в одной из международных технологических компаний.

Все вопросы начинаются одинаково: «Сделал ли я все возможное, чтобы…»

  • Не использовать гаджеты в первый час после пробуждения?
  • Заменить кофе на другой напиток во второй половине дня?
  • Сократить чтение токсичных новостей?
  • Пользоваться соцсетями очень умеренно?
  • Принять все необходимые биодобавки?
  • Выполнить одну стратегическую задачу первым делом утром?
  • Фокусироваться на чем-то одном каждый момент?
  • Закончить начатое дело (не переключаться)?
  • Сделать для кого-то одно доброе дело?
  • Не жаловаться?
  • Написать кому-то сообщение с благодарностью?

К активным вопросам он добавил общую оценку дня — от -2 до +2, как это делает известный консультант и автор нескольких бестселлеров Джим Коллинз. Можно также оставлять место для коротких дневниковых записей: один урок дня; три приятные вещи, случившиеся за день; одно пожелание на завтра.

Гендиректор девелоперской компании «Самолет» Антон Елистратов говорит, что пользовался практикой активных вопросов три года. Сначала у него было шесть вопросов, которые он составил по результатам оценки 360º. «Потом я добавлял все новые и новые по результатам обратной связи с коллегами. Потом срезал до шести и снова расширял список. Вел какую-то статистику. Дисциплинированно заполнял каждое утро». Он перестал делать эту практику пару лет назад — совершенно необязательно задавать себе вопросы всю жизнь.

Отвечать на вопросы удобно в гугл-форме: интерфейс позволяет расставлять оценки и автоматически выгружать их в таблицу. Такая таблица «спускает на землю прекрасные фантазии о том, кем ты хотел бы быть»: из нее сразу видно — насколько ты действительно стремился к результату.

Варианты ответа на вопрос в гугл-форме
Варианты ответа на вопрос в гугл-форме

 

Но в целом, на итоговую таблицу можно и не смотреть — главное не забывать по вечерам отвечать на вопросы и помнить о них в течение дня. «Можно представить, что жизни есть один день, — говорит Сиротенко. — Что завтра будет, мы не знаем. Поэтому проживи этот один день согласно своим приоритетам».

Как не бросить отвечать на вопросы?

Маршалл Голдсмит — очень организованный человек. Однажды врач прописал ему лекарства и посоветовал внести серию изменений в образ жизни. Голдсмит тщательно следовал всем рекомендациям, о чем и сообщил врачу на повторном визите через несколько месяцев. Каково же было его удивление (и возмущение), когда он услышал от врача, что тот и не надеялся на такую пунктуальность — большинство пациентов выполняют рекомендации докторов, спустя рукава, поэтому медицинские советы даются с запасом.

Уже упоминавшийся Джим Коллинз, автор книги «От хорошего к лучшему», тоже придерживается жесткой дисциплины. Когда он проводит выездные семинары для топ-менеджеров, то заходит в аудиторию ровно в 8:00 и немедленно начинает занятие, даже если кого-то из участников, заплативших огромные деньги за билет, нет на месте.

Не все могут похвастаться такой выдержкой. Ежедневно отвечать на поставленные себе вопросы непросто: многие быстро забрасывают это занятие, особенно если в итоговой таблице по стоят самые низкие баллы.

У Голдсмита тоже такое случается. Двадцать два вопроса из его книги выглядят так:

 

Как можно заметить, первые шесть вопросов — «вовлекающие», автор рекомендует их всем. Следующие восемь связаны с концепцией саморазвития «Колесо перемен», которую Голдсмит использует в своей практике. Он считает, что мы меняемся, совершая четыре действия: создаем что-то новое, поддерживаем уже созданное, устраняем и принимаем. Вопросы про новое знание — это «созидание». Выражение признательности — «поддержание». Отказ от гнева — «устранение», как и доказательство правоты, когда это не стоит усилий. Примирение с тем, чего нельзя изменить, и прощение себя — «принятие».

Заключительные вопросы — о семье Голдмита и здоровье: «Судя по этой неделе, мне нужно стать лучшим тестем (мой зять Рид — отличный парень)».

Голдсмит отмечает в книге, что ежедневные вопросы лучше работают, если есть человек, который напоминает вам о них и тоже имеет доступ к таблице. Сергей Сиротенко добавляет, что этим человеком может стать коуч или хороший знакомый, или даже группа.

В конечном итоге, эта практика позволяет решить две вещи: сформулировать, что мы на самом деле хотим изменить в жизни, и избавиться от парадокса, о котором шла речь в начале. «Ежедневные вопросы нейтрализуют заклятого врага смены моделей поведения: нетерпеливость», — пишет Голдсмит.

 

Поделитесь новостью