ОАО «Кыргызтелеком» распространило заявление поводу беспокойства по поводу своей монополизации международного транзита интернета.
Проектом Постановления предлагается определить ОАО «Кыргызтелеком» единым национальным оператором связи по осуществлению деятельности передачи данных по международному транзиту Интернет каналов по территории Кыргызской Республики. Данный законопроект был инициирован в связи с тем, что телекоммуникационная инфраструктура относится к одному из важнейших стратегических государственных ресурсов, в связи с чем телекоммуникационные сети играют ключевую роль в обеспечении национальной безопасности, учитывая данные обстоятельства государство должно вести постоянный контроль над данным видом деятельности в интересах страны.
Необходимо отметить, речь идет только о транзите трафика, и не будет распространяться на услуги операторов связи, которые осуществляют свою деятельность на территории КР, конечными получателями услуг, которые являются субъекты находящиеся на территории КР.
Международный транзит и внутренняя интернет-инфраструктура — это два отдельных сегмента и не связана с деятельностью внутренних интернет-провайдеров:
— Международный транзит охватывает межгосударственные магистрали, которые обеспечивают пропуск международного трафика.
— Внутренний интернет — это инфраструктура внутри страны, включая локальные узлы, провайдеров и сети передачи данных.
Поскольку стоимость международного транзита влияет только на внешние подключения, внутренняя передача данных и ценообразование остаются неизменными. Тем самым, условия конкуренции между провайдерами, предоставляющие услуги связи внутри страны также не поменяются.
Предоставление международного транзита интернет-трафика — это услуга, обеспечивающая передачу данных между странами через магистральные сети и межгосударственные соединения. Она осуществляется крупными телекоммуникационными операторами и направлена на обеспечение глобальной связности.
Таким образом, предоставление международного транзита интернет-трафика выполняет отдельную функцию, не имеющую прямого влияния на деятельность и тарифы внутренних провайдеров.
При определении ОАО “Кыргызтелеком” в качестве национального оператора связи по осуществлению деятельности передачи данных по международному транзиту трафика по каналам связи по территории Кыргызской Республики позволит:
— Укрепить национальную инфраструктуру связи;
— Развить партнерство с соседними странами для создания независимых маршрутов транзита;
— Обеспечить контроль за транзитными каналами и увеличить доходность и отчисления в бюджет государства;
— при возникновении внешних и внутренних угроз, и по поручению и согласованию органов безопасности оперативно реагировать и управлять транзитными каналами связи.
Данные меры помогут снизить риски и повысить уровень национальной безопасности при транзите интернет-трафика, что благоприятно скажется на государстве в целом.
Операторы электросвязи, рассмотрев проект постановления, отмечают серьезные технические, юридические и экономические несоответствия по многим направлениям, пишет Тазабек.
Законодательство
Согласно оценкам операторов, проект нарушает закон о конкуренции, обязательства республики перед ВТО.
«Государство вправе ограничивать конкуренцию только в случаях, когда это необходимо для защиты государственных экономических интересов, национальной безопасности или здоровья населения. Однако такие ограничения должны быть закреплены законом, а не подзаконными актами, и закон должен вступать в силу не ранее чем через год после принятия.
Кроме того, проект нарушает принципы рыночной экономики и ограничивает принципы свободного предпринимательства», — говорится в сообщении операторов.
Риски сбоев
Реализация инициативы кабмина, по мнению операторов, повлечет снижение отказоустойчивости.
Сосредоточение транзитных потоков в одном операторе, как сообщают авторы анализа, увеличивает риски сбоев, в то время как в условиях конкуренции операторы обеспечивают собственные резервные системы, минимизируя риски. В случае аварии или целенаправленной атаки, единый оператор становится «узким горлышком», что ведет к возможному полному отключению связи на национальном уровне.
Кибербезопасность
Действующие в Кыргызстане операторы связи считают, что определение «единственного оператора» сделает систему более уязвимой к кибератакам. Фактически монопольный оператор станет основной и единственной точкой уязвимости.
Примеры Беларуси подтверждают, что централизованные системы создают серьезные угрозы для кибербезопасности.
Финансовые затраты
В справке-обосновании к проекту НПА утверждается, что проект не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджета.
Операторы связи же наоборот прогнозируют необходимость в инвестициях в модернизацию инфраструктуры и обеспечение пропускной способности. Для пропуска всего интернет-трафика страны, по первоначальным грубым оценкам, потребуются инвестиции в десятки миллионов долларов.
В справке отсутствует экономический расчет предполагаемых инвестиций и подтверждение их наличия у ОАО «Кыргызтелеком».
Рост цен
Операторы считают, что монополизация неизбежно приведет к росту цен на интернет. Кроме того единственный оператор будет обладать неконтролируемой рыночной властью.
Монополия в других странах
Опыт таких стран, как Таджикистан, Узбекистан и Беларусь, показывает, что монополизация приводит к стагнации технологического развития, росту цен и снижению качества услуг.
В Таджикистане в среднем стоимость интернета в 20 раз дороже, чем в Кыргызстане, а скорость и качество интернета остаются одними из самых низких в мире (124 место).
В Узбекистане монополия «Узбектелеком» ограничивает доступ к современным технологиям. В Беларуси монополия замедляет внедрение 5G, несмотря на высокое покрытие 4G (98%).
«С большой долей вероятности более глубокий анализ подтвердит целесообразность отказа от реализации данного проекта, так как он противоречит национальному и международному законодательству, потребует значительных инвестиций со стороны государства, при этом потенциально будет оказывать негативное влияние на свободную конкуренцию и инвестиционный климат страны, сдерживать развитие телеком отрасли, а также приведет к удорожанию услуг для конечных пользователей, граждан Кыргызстана», — заявили операторы.