За последние 24 часа я написала более 100 сообщений в WhatsApp.
Ни одно из них не было очень интересным. Я строила планы с семьей, обсуждала рабочие проекты с коллегами, обменивалась новостями и сплетнями с друзьями.
Возможно, это паранойя, но даже мои самые скучные сообщения были зашифрованы по умолчанию и использовали мощные компьютерные серверы WhatsApp, расположенные в различных центрах обработки данных по всему миру.
Это недешевая операция, и все же ни я, ни кто-либо из тех, с кем я вчера общалась, никогда не расставались с деньгами, чтобы воспользоваться ею. Платформа насчитывает около трех миллиардов пользователей по всему миру.
Так как же WhatsApp — или zapzap, как его прозвали в Бразилии, — зарабатывает деньги?
Конечно, помогает то, что за WhatsApp стоит огромная материнская компания – Meta , которой также принадлежат Facebook и Instagram.
Индивидуальные, личные аккаунты WhatsApp, такие как мой, бесплатны, потому что WhatsApp зарабатывает на корпоративных клиентах, желающих общаться с такими пользователями, как я.
С прошлого года компании могут бесплатно создавать каналы в WhatsApp, чтобы отправлять сообщения, которые будут читать все, кто решит подписаться.
Но за что они платят деньги, так это за доступ к взаимодействию с отдельными клиентами через приложение, как разговорному, так и транзакционному.
Сервис в Великобритании находится в сравнительно зачаточном состоянии, но, например, в индийском городе Бангалор вы уже можете купить билет на автобус и выбрать место — и все это через WhatsApp.
«Если мы все сделаем правильно, то бизнес и клиент должны иметь возможность решать вопросы прямо в чате», — говорит Никила Шринивасан, вице-президент Meta по обмену сообщениями для бизнеса.
«Это означает, что если вы хотите забронировать билет, инициировать возврат, произвести оплату, вы должны иметь возможность сделать это, не выходя из чата. А затем просто вернуться ко всем остальным разговорам в вашей жизни».
Предприятия также могут оплатить ссылку, которая запускает новый чат WhatsApp прямо из рекламы на Facebook или Instagram в личном кабинете. Г-жа Шринивасан говорит мне, что только это стоит «несколько миллиардов долларов» для технологического гиганта.
Другие приложения для обмена сообщениями пошли другим путем.
Signal, платформа, известная своими протоколами безопасности сообщений, которые стали стандартом в отрасли, является некоммерческой организацией. Она утверждает, что никогда не брала денег у инвесторов (в отличие от приложения Telegram, которое на них полагается).
Вместо этого она работает на пожертвования — в том числе на вливание 50 миллионов долларов (38 миллионов фунтов стерлингов) от Брайана Актона, одного из основателей WhatsApp, в 2018 году.
«Наша цель — как можно ближе подойти к тому, чтобы стать полностью поддерживаемым мелкими донорами, опираясь на большое количество скромных пожертвований от людей, которым небезразличен Signal», — написала президент компании Мередит Уиттакер в блоге в прошлом году.
Discord, приложение для обмена сообщениями, которым в основном пользуются молодые геймеры, работает по модели freemium — регистрация бесплатна, но дополнительные функции, включая доступ к играм, предоставляются за отдельную плату. Приложение также предлагает платное членство под названием Nitro с преимуществами, включая высококачественную потоковую передачу видео и пользовательские эмодзи, за 9,99 доллара в месяц.
Snap, компания, стоящая за Snapchat, сочетает в себе несколько таких моделей. Она размещает рекламу, имеет 11 миллионов платных подписчиков (по состоянию на август 2024 года), а также продает очки дополненной реальности Snapchat Spectacles.
И у нее есть еще один козырь в рукаве — по данным сайта Forbes, в период с 2016 по 2023 год компания заработала около 300 миллионов долларов только на процентах. Но основной источник дохода Snap — реклама, которая приносит более $4 млрд в год.
Базирующаяся в Великобритании компания Element взимает плату с правительств и крупных организаций за использование своей системы безопасного обмена сообщениями. Клиенты используют ее технологию, но управляют ею самостоятельно, на собственных частных серверах. По словам соучредителя компании Мэтью Ходжсона (Matthew Hodgson), 10-летняя компания получает «двузначный миллионный доход» и «близка к прибыльности».
Он считает, что самой популярной бизнес-моделью для приложений для обмена сообщениями остается извечный фаворит цифровых технологий — реклама.
«В основном [многие платформы обмена сообщениями] продают рекламу, отслеживая, что делают люди, с кем они общаются, а затем позиционируя на них лучшие рекламные объявления, — говорит Ходжсон.
Идея заключается в том, что даже при наличии шифрования и анонимности приложениям не нужно видеть реальное содержание сообщений, чтобы многое узнать о своих пользователях, и затем они могут использовать эти данные для продажи рекламы.
«Это старая история: если вы, пользователь, и не платите, то, скорее всего, вы и есть товар» — добавляет Ходжсон.
Оригинал: BBC