Десятки тысяч протестующих направляются к столице Пакистана Исламабаду в рамках общенациональных протестов, призывающих к освобождению бывшего премьер-министра Имрана Хана.
Марш стал ответом на «последний» призыв протеста, с которым Хан обратился к своим сторонникам, в котором он также призвал их оставаться в столице до тех пор, пока правительство не выполнит их требования.
Хан отбывает трехлетний тюремный срок за коррупцию — обвинение, которое он отрицает. Несмотря на свои проблемы с законом, он остается популярным в Пакистане
Власти закрыли столицу на карантин, перекрыли автомагистрали и приостановили предоставление услуг мобильной связи и интернета в некоторых районах. В ходе марша, начавшегося в воскресенье, полиция применила слезоточивый газ против протестующих и, как сообщается, арестовала сотни людей.
Жена Хана и бывшая первая леди Бушра Биби входит в число лидеров митингов.
«Хан призвал нас оставаться там до тех пор, пока все наши требования не будут выполнены», — заявил в видеообращении в субботу Али Амин Гандапур, ключевой помощник Хана и главный министр провинции Хайбер-Пахтунхва.
Бушра Биби: «Пока Хан не придет к нам, мы не положим конец этому маршу»
Жена Имрана Хана Бушра Биби выступила с речью перед колонной во главе с главным министром ПТИ Али Амином Гандапуром, направлявшейся из Пешавара в Исламабад.
«Пока Хан не придет к нам, мы не остановим этот марш», — заявила Бушра Биби, которая была осуждена вместе с Ханом в январе, но освобождена под залог в конце октября.
«Я буду стоять до последнего вздоха, и вы должны меня поддержать», — сказала она.
«Речь идет не только о моем муже, но и об этой стране и ее лидере», — заявила она.
Исламабад получает новое прозвище — «Контейнеристан»
Фархат Джавед
BBC на урду в Исламабаде
Исламабад получил новое прозвище от местных жителей — «Контейнеристан» или «земля контейнеров». Это подходящее название для города, который уже привык к тому, что транспортные контейнеры блокируют его дороги и улицы, пока страна борется с политическими беспорядками.
Сегодня город напоминает крепость, с мощными полицейскими и военизированными подразделениями, а также рядами контейнеров, баррикадирующих улицы. Они должны остановить сторонников Имрана Хана, которые полны решимости идти на столицу.
В Исламабаде частично приостановлена работа социальных сетей, таких как WhatsApp и Instagram, а власти предупреждают, что мобильная связь также может быть отключена, если протесты продолжат обостряться.
Для жителей Исламабада повседневная жизнь в беспорядке. Школы закрыты, а работникам приходится с трудом добираться до своих офисов. Бизнес, зависящий от интернета, особенно службы заказа такси и доставки еды, стоит на месте.
«Это утомительно», — говорит один из жителей. «Каждый день что-то новое, но контейнеры всегда на месте».
Хан назвал сегодняшний протест «последним призывом» выполнить три требования, включая освобождение из тюрьмы его самого и сотен партийных работников, задержанных за последние два года.
Для Хана, его жены Бушры Биби и PTI это момент «сделать или умереть». Впервые Бушра Биби сама возглавляет протесты, стремясь привнести свежую энергию в движение, которое многие считают уставшим от ежедневных демонстраций.
В пригородах города вспыхнули столкновения, на кадрах видно, как сторонники PTI поджигают полицейские машины и бросают камни. Партия утверждает, что многие ее члены были арестованы в ходе репрессий по всей стране.
Пока город затаил дыхание, становится ясно, что противостояние далеко от завершения, и улицы Исламабада остаются такими же заблокированными, как и политический тупик, охвативший страну.
«Я убегу со своим ребенком, если начнется обстрел слезоточивым газом» — дежурная полицейская
Сегодня Исламабад ощущается как крепость, закрытая со всех сторон. Здесь много сил безопасности, а дороги перекрыты контейнерами, сообщает Би-би-си.
Сегодня утром, проезжая по городу, мы прошли мимо многих женщин-полицейских в штатском. Одна стояла с двухлетним ребенком на одном плече и одеждой и сумкой на другом.
На вопрос, почему она взяла с собой ребенка, она ответила, что некому было о нем позаботиться. Ей сказали, что ее дежурство здесь продлится четыре дня.
«Если начнется обстрел слезоточивым газом, я заберу своего ребенка и убегу», — сказала она.
В другом месте дежурный полицейский сообщил, что она приняла специальные меры, чтобы избежать обстрела: он принес соль, спрей для глаз, розовую воду, полотенца, носовые платки и большую бутылку воды — все, чтобы защитить себя от обстрела слезоточивым газом.
Помимо въездов и выездов из города, дороги были перекрыты в разных местах. Неопределенность на этот раз беспрецедентна.
Протестующие могут вскоре достичь столицы — представитель PTI
Ожидается, что основная колонна протестующих прибудет в Исламабад сегодня днем, сообщил представитель партии ПТИ Хана службе BBC на урду.
Колонна во главе с Али Амином Гандапуром, главным министром провинции Хайбер-Пахтунхва, оплота ПТИ, покинула свою столицу Пешавар в воскресенье днем.
Жена Хана Бушра Биби также находится в этом конвое. Чиновник PTI Ирфан Салим говорит, что они могут войти в Исламабад к полудню (07:00 по Гринвичу), если на пути не возникнет много препятствий.
Они только что пересекли мост Хару и движутся в сторону района с большим скоплением полиции.
Целительница, жена, лидер протеста: кто такая Бушра Биби?
Среди наиболее заметных деятелей, принимающих участие в протестах, — Бушра Биби, третья и нынешняя жена Имрана Хана, бывшая первая леди Пакистана.
До замужества с Ханом Биби, известная как Бушра Манека, была целительницей и духовным наставником, когда они впервые встретились.
Хан приходил в дом Биби за советом относительно суфизма — религиозной традиции в исламе, которая подчеркивает внутренний поиск Бога и отказ от мирских дел, а также другие вещи.
В январе супруги были приговорены к тюремному заключению и штрафу в размере более 2 млн долларов каждый по делу о коррупции после того, как их обоих признали виновными в незаконном получении прибыли от государственных подарков, включая духи, столовые сервизы и ювелирные изделия с бриллиантами, в период нахождения Хана у власти.
Точная роль Биби в этом деле неясна, однако исполняющий обязанности председателя PTI и адвокат Гохар Али Хан заявила, что это была очередная попытка оказать давление на бывшего премьер-министра.
«Бушра Биби не имеет никакого отношения к этому делу», — заявил он местному телеканалу, сообщает Reuters.
Биби появляется на всех публичных выступлениях в никабе — длинном одеянии, которое некоторые мусульманки носят, чтобы закрыть все тело и лицо, кроме глаз. Сообщается, что она первая супруга премьер-министра Пакистана, носящая никаб.
Подробнее о ней читайте здесь.
Протесты произошли во время визита президента Беларуси Лукашенко
В то время как в Исламабаде растет напряженность, город готовится сегодня принять президента Беларуси Александра Лукашенко.
Визит, который, как планируется, продлится три дня, состоится после того, как в сентябре две страны в принципе договорились подписать Меморандум о взаимопонимании с целью разработки торговой дорожной карты на следующие три года.
В состав делегации входят министры энергетики, юстиции, транспорта, природных ресурсов и чрезвычайных ситуаций Беларуси, а также председатель Военно-промышленного комитета.
Пакистанские официальные лица назвали государственный визит одной из причин, по которой они хотят, чтобы протестующие разошлись.
Высокий суд Исламабада, который в четверг признал протест незаконным, упомянул этот визит в своем постановлении, заявив, что защита и свобода передвижения белорусской делегации «имеют первостепенное значение и напрямую связаны с отношениями с другой страной; следовательно, затронуты более широкие общественные интересы».
Полиция сообщает, что протестующие бросают камни и наносят ранения должностным лицам
Из обоих лагерей продолжают поступать сообщения о столкновениях между работниками PTI и полицией.
Полиция заявила, что протестующие бросают в них камни, что привело к госпитализации 14 должностных лиц. Работники PTI тем временем утверждают, что полиция стреляет в толпу слезоточивым газом и бросается на них с дубинками.
По данным местных властей, в понедельник утром по всему Исламабаду были арестованы десятки протестующих, в том числе по меньшей мере четыре человека на Д-Чоук, большой городской площади в центре Исламабада, расположенной недалеко от многих важных правительственных зданий.
Федеральный министр внутренних дел Мохсин Накви заявил в воскресенье, что полиция следит за D Chowk и арестует любого, кто ступит на площадь.