Вот-вот сойдутся три больших технологических тренда — ИИ, биотехнологии и умные датчики.
Эми Уэбб считает, что технологический «суперцикл», объединяющий ИИ, биотехнологии и умные датчики, способен изменить общество и экономику. Чтобы извлечь выгоду из грядущего суперцикла, она рекомендует компаниям инвестировать в будущие источники дохода, а не цепляться за устаревшие продукты и услуги. Она также утверждает, что каждый человек, живущий сегодня, является частью переходного поколения, которому придется выбирать, адаптироваться ли к технологическим изменениям или же оказаться за бортом.
В 2010-х годах группа некоммерческих организаций разработала семинары по программированию для безработных шахтеров из Западной Вирджинии. Как объяснила футурист Эми Уэбб на ежегодной конференции по новым технологиям EmTech MIT 2024, план был в том, чтобы переквалифицировать работников умирающей отрасли в «экспертов-кодировщиков, готовых к найму на высокооплачиваемую работу в Кремниевой долине». Это не сработало. Не потому, что семинары проводились плохо, или шахтеры не были заинтересованы, а потому, что их учили не тому, что надо, — языку HTML.
«Конечно, HTML — это язык, на котором работает интернет, — объясняет Уэбб, — но с 2018 года он практически автоматизирован. Конечно, неплохо им владеть, но не обязательно. В то время на горизонте маячил искусственный интеллект». Если бы переподготовка была организована с учетом этой темы, многим шахтерам было бы легче сменить профессию. В отличие от угледобывающих компаний, которые упорно отказываются инвестировать в альтернативные источники дохода (например, в превращение своих предприятий в эффективные подземные центры хранения данных), преподаватели сделали ставку на будущую тенденцию, просто не совсем верную.
«Зачем вообще обо всем этом говорить? — задается вопросом Уэбб. — Потому что меня беспокоит, что та же история, которая произошла в Западной Вирджинии, возможна во всем мире».
По ее прогнозам, мы стоим на пороге «технологического суперцикла», когда достижения в трех тесно взаимосвязанных областях исследований — искусственном интеллекте, биотехнологиях и интеллектуальных датчиках — изменят нашу экономику и общество в такой же степени, как колесо и паровой двигатель.
Что такое «суперцикл»
«Наша методология весьма эффективна, — говорит Уэбб о своей фирме Future Today Institute, которая предоставляет корпоративным лидерам стратегическую информацию. — Мы смотрим не на заголовки новостей, а на схемы инвестирования, научные журналы и патентные марки». Первые признаки наступающего суперцикла появились в 2017-2018 годах, когда Уэбб занималась исследованием для книги «Большая девятка»: «Я увидела, что многие компании, работающие над ИИ, также инвестируют в биотехнологии и синтезированную биологию».
Возникает следующий вопрос: почему? Хотя, на первый взгляд, между этими областями мало общего, при ближайшем рассмотрении оказывается, что прорывы в одной из областей приведут к развитию других, и наоборот. «Когда вы объединяете ИИ с биологией, — объясняет Уэбб, — то, что исследователи могут сделать в лаборатории, не идет ни в какое сравнение с тем, что можно выполнить с помощью этой дополнительной технологии. Они могут проводить симуляции и использовать робототехнику более эффективно. Взгляните на синтетическую биологию, которая берет существующие организмы и изобретает новые, для улучшения их функций. Вы не сможете сделать этого без искусственного интеллекта и робототехники».
Как биотехнологии нуждаются в искусственном интеллекте, так и искусственный интеллект требует умных датчиков: «ИИ — это фундаментальный слой суперцикла, но нам понадобятся усовершенствованные датчики для получения данных, необходимых ИИ для работы. Одна из проблем с большими языковыми моделями сегодня заключается в том, что они обучались на открытых данных. На данный момент крупные компании практически выскребли все данные из сети. Чтобы добиться от ИИ большего, нам понадобятся данные из реального мира, визуальные и видео-данные, которые позволят перейти от языковых моделей к моделям действий».
Это приводит нас к третьему и, возможно, наименее оцененному компоненту грядущего технологического суперцикла — умным датчикам. Уэбб считает, что умные очки и имплантируемые интерфейсы мозг-компьютер станут более популярными в ближайшие годы, и не только потому, что наш основной гаджет, смартфон, достиг очевидного предела развития. Для того чтобы большие языковые модели, такие как ChatGPT, могли совершенствоваться, им нужны другие источники данных, помимо общедоступной информации в сети. Умные очки, как те, что недавно представил Марк Цукерберг, обеспечат ИИ данными о реальном окружении, помогая ему стать более совершенным.
Дивный новый мир
Исследователи из Future Today Institute изобрели систему анализа CIPHER, которая учитывает противоречия, отклонения, практики, хаки/хитрости, экстремальные ситуации и новшества для выявления трансформационных тенденций в технологическом секторе. Эти шесть критериев в совокупности позволяют определить, что явление — не временное поветрие, а настоящая долгосрочная тенденция.
«Помните ранние платформы социальных сетей, такие как Foursquare? — объясняет Уэбб, когда ее просят привести пример временного явления. — Вы могли пойти в какое-то место, зарегистрироваться в мобильном приложении, а затем получить цифровой бейдж или значок. Сначала все думали, что за этими бейджами будущее. Это было модно, и люди много говорили об этом. Но это была всего лишь мода, а не настоящий тренд. Настоящая тенденция была на самом деле очень скучной, но в то же время очень важной: это были сервисы, основанные на геолокации».
Изучение предыдущих тенденций помогает найти главное в настоящем: «Сейчас все думают о генеративном ИИ с точки зрения опыта чат-ботов, что и происходит в настоящее время. Но долгосрочная тенденция заключается в использовании различных типов данных из разных источников и взаимодействии с этими данными различными способами».
Сейчас это трудно представить, но такие сервисы, как ChatGPT, — это только начало бума ИИ, а не его пик. ИИ-боты будущего не будут только текстовыми: вы сможете видеть их и взаимодействовать с ними, а они — взаимодействовать с вами, приложениями и окружающей средой. Именно к такому будущему следует готовиться бизнесу и предпринимателям.
Стратегии инвестирования
На вопрос о том, как компаниям оседлать волну технологического суперцикла, а не пойти ко дну, Уэбб отвечает одновременно и просто, и сложно. Если коротко, то следует поступить противоположно тому, как поступили горнодобывающие компании: сократить объем услуг, которые неизбежно устареют, и инвестировать в новые источники дохода, которые создаст суперцикл.
По ее словам, проблема в том что многие компании, чьим бизнес-моделям угрожают инновации, делают только первое. «Например, мы видим, как многие компании сокращают расходы на транспорт, включая авиакомпании и аэрокосмическую отрасль, — поясняет она. — Проблема в том, что они не реинвестируют в будущее, а это значит, что проблемы, которые есть у них сегодня, скорее всего, станут более серьезными завтра».
Помимо разработки надежных бизнес-стратегий, тем, кто надеется извлечь выгоду из технологического суперцикла, следует также предугадать реакцию других участников процесса: от крупных технологических компаний до политиков и законодателей. Государственное регулирование инновационных технологий, особенно ИИ, — важная тема для рассмотрения не в последнюю очередь потому, что машинное обучение будет играть все более активную и, как следствие, противоречивую роль как в экономике, так и в нашей личной жизни.
Еще предстоит найти эффективный и устойчивый подход к регулированию ИИ. Слишком слабое законодательство может привести к образованию монополий, ограждая корпорации от ответственности и усугубляя неравномерное распределение новых технологий на национальном и международном уровне. Но и слишком сильное ограничение может быть вредным, препятствуя инновациям, закрепляя существующих лидеров и побуждая компании открывать предприятия в местах, где они свободны от надзора. Обе эти крайности скорее препятствуют, чем способствуют развитию суперцикла, замедляя развитие новых технологий и ограничивая положительное влияние, которое они могут оказать на общество.
Вместо того чтобы сосредоточиться на регулировании, как это происходит в Европейском союзе, Уэбб выступает за экономические стимулы, которые, по ее словам, заставляют компании принимать правильные решения. «Концепция регулирования и формирования политики в том виде, в котором она существует сегодня, была создана до появления новых технологий, которые изменили игру», — поясняет Уэбб. Это главное доказательство, что пришло время что-то менять.
Многое уже сказано о том, как новые технологии и сервисы, скорее, усугубляют, чем решают социальные проблемы. Вспомните социальные медиа-платформы, способствующие политической поляризации и распространению дезинформации, вместо того чтобы объединять пользователей. Однако Уэбб считает, что при правильном подходе и намерениях грядущий суперцикл может вернуть давно утраченное чувство единения.
«Сейчас, когда мы вступаем в этот цикл перемен, неважно, кто вы — бумер или миллениал. — Утверждает Уэбб. — Все живущие сегодня люди — часть переходного поколения. Мы можем сделать лучший выбор или поступить так, как поступали в угольных шахтах: упереться изо всех сил и попытаться сохранить статус-кво, а в результате оказаться в очень тяжелом положении».