Ограбление банка обрадовало многих казахстанцев. Что это означает?

Автор -

    В Павлодаре воры вынесли деньги из отделения «Халык-банка», предварительно сделав пролом в стене здания. Появившаяся в СМИ информация об этом вызвала у многих казахстанцев неподдельную радость. На такую реакцию их сподвигло даже не сколько то, как хитроумно и дерзко действовали злоумышленники, сколько сам факт ограбления финансового учреждения – дескать, так и надо поступать с «банкирами-мироедами». Вроде бы частный случай, но за ним просматривается очень тревожное явление, пишет spik.kz.

    На YouTube-канале телекомпании КТК видеосюжет о случившемся набрал за первые два дня около пятисот комментариев, и практически все они преисполнены либо восторга, либо злорадства. Вот только некоторые из них (орфография и пунктуация сохранены): «Не ограбили, а справедливо забрали», «Главное чтобы не попались, очень рад за них, молодцы», «Осуществили мечту всех казахстанцев», «Жараисындар жыгыттер!», «Хоть одна хорошая новость за последнее время», «Ограбить банк дело святое», «Главное сейчас не свитится, удачи мужики», «Красавчики!» «Удачи этим борцам за свободу и независимость от банковского гнёта!». И т.д. в том же духе.

    На YouTube-странице «Первого канала «Евразия» под аналогичным видеосюжетом оставили комментарии около ста пользователей – содержание и тональность подавляющего большинства из них такие же.

    Наверное, будет не вполне корректным экстраполировать реакцию шестисот человек на всех казахстанцев. Но это тоже определённый срез нашего общества, а потому есть веские основания полагать, что аналогичного мнения придерживается немалая часть населения страны. И в таком случае напрашивается очень горький вывод: за три десятилетия независимости у нас сформировался широкий слой граждан, для которых характерны прямо-таки зашкаливающий правовой нигилизм, отсутствие уважения к чужой частной (к государственной тоже) собственности, примитивно-вульгарное понимание справедливости.
    Что-то подобное мы наблюдали во время и после январских событий 2022-го, когда многие, в том числе так называемые лидеры общественного мнения, с пеной у рта оправдывали грабителей и мародёров, преподнося их как людей, мужественно бросивших вызов власти ради светлого будущего страны. Между тем, эти самые «борцы за справедливость» несколько дней держали в страхе двухмиллионный город, фактически лишив его население права на безопасное существование и свободу передвижения, громили и опустошали магазины, ломали и жгли автомобили алматинцев.

    Сегодня любые претензии и требования к властям, даже явно завышенные или неадекватные, получают поддержку со стороны массового общественного мнения. Потребовали жители Мангистауской области предоставления высокооплачиваемой работы, трудоустройства в нефтяные и сервисные компании родственников – молодцы! Захотели где-то получить за дома, которые пострадали в результате паводков, денежные компенсации, вдвое-втрое превышающие их реальную стоимость, – правильно делают! Потребовал кто-то полной кредитной амнистии – давно пора, а государство и банки не обеднеют! И примеры такого рода можно продолжать долго.

    Но может ли общество, в котором грабёж считается доблестью, а совершившие его – «героями нашего времени», называться цивилизованным? Способно ли общество, воспринимающее социальную справедливость через призму лозунгов «грабь награбленное», «отнять и поделить», стать правовым и демократическим? Имеет ли шансы общество, «на ура» воспринимающее чрезмерные финансовые и материальные запросы граждан к властям, построить нормально работающую рыночную экономику и по-настоящему социальное государство, в котором должен соблюдаться принцип «каждому по труду»?
    Почему казахстанский социум (не весь, но в большинстве своём) стал таким? Ни в коей мере не снимая ответственности с самого общества, которое при любом политическом режиме должно сохранять в себе здоровые начала и ценности, противостоять популизму и страсти к «халяве», генерировать здравомыслие и адекватное восприятие окружающего мира, всё же следует признать, что основная доля вины лежит на тех, кто управлял страной, начиная с 1991-го, причём не на одном только Нурсултане Назарбаеве.

    Ведь именно они предложили гражданам такие «правила игры», поставили их в такие условия, при которых понятия «честный труд», «социальная справедливость», «равенство всех перед законом», заповеди «не укради», «не пожелай ничего чужого», «поделись с ближним» перестали быть актуальными. От завоеваний социализма отказались, капитализм, если и построили, то «дикий», злой. А теперь мы видим проявление ответной злобы. Ведь тот же банк, даже частный, воспринимается многими казахстанцами как одно из олицетворений той крайне несправедливой, по их мнению, социально-экономической реальности, в которой им приходится существовать.

    Наверное, не меньше радости и злорадства будет, если завтра злоумышленники, не дай бог, уведут большие деньги со счёта какого-нибудь министерства – и плевать на то, что они бюджетные, а значит, принадлежащие народу, совокупности граждан страны. Настолько низко упал авторитет чиновников и государственных институтов, которым доверили ими распоряжаться, власти в целом, настолько подорвано доверие к ним.

    Налицо процесс, описанный в известной присказке про рыбу. Ту самую, которая гниёт с головы: деградация элиты – политической, финансовой и прочей – вызвала и деградацию в обществе, в массовом сознании (хотя кто-то, возможно, напомнит известную формулу «какой народ, такая и власть» и, по большому счёту, тоже будет прав). Одновременно разрослась до ужасающих размеров полоса отчуждения между ними. А звучащие с подачи нынешних астанинских идеологов заявления о «слышащем государстве», об «ответственном гражданине», о «справедливом Казахстане» пока не больше, чем красивые слова, поскольку не подкреплены конкретным содержанием…
    Поделитесь новостью