Автор книги «Черный лебедь: под знаком непредсказуемости» Нассим Талеб предсказал кризис 2008 года и сейчас предупреждает: фондовый рынок впереди ждет много испытаний. Об этом пишет РБК.
Рынок: самая хрупкая точка за 20 лет
Нассим Талеб утверждает, что США находятся в «смертельной спирали» из-за государственного долга. Еще в начале года он отмечал, что нынешнее состояние финансовых рынков напоминает периоды, предшествовавшие крупным обвалам.
В последнем интервью он охарактеризовал рынок как самый хрупкий за последние 20, а возможно, и 30 лет. Среди ключевых факторов риска визионер выделил:
Искусственный интеллект и перегретые акции. Технологический сектор, особенно компании, связанные с искусственным интеллектом, стали драйвером роста фондового рынка в последние месяцы. Хотя Талеб позитивно оценивает потенциал технологий, таких как искусственный интеллект, он скептичен по поводу ажиотажа вокруг них в настоящем. Визионер выражает сомнение, что эти компании сохранят свои позиции в долгосрочной перспективе, и проводит параллели с «пузырем доткомов» конца 1990-х — начала 2000-х годов.
Глобализация как источник уязвимости: экономики стали настолько взаимосвязаны, что любой локальный кризис быстро распространяется на другие регионы. Это делает мир более уязвимым для глобальных шоков, что усложняет прогнозирование.
Высокая долговая нагрузка: в США уровень долга достиг 124% от ВВП — $34,14 трлн — около $100 тыс. на каждого жителя США. Это в сочетании с возможными внешними потрясениями может привести к эффекту «спирали смерти» для экономики.
Талеб подчеркивает, что кризисы, как правило, случаются неожиданно. В начале нестабильных периодов инвесторы проявляют осторожность, но затем забывают о рисках и начинают пренебрегать мерами предосторожности. По его словам, текущая самоуверенность рынка напоминает обстановку перед предыдущими обвалами.
За последнее десятилетие инвесторы привыкли к низким процентным ставкам и ориентировались на более рисковые активы. Но с повышением ставок, которое наблюдается в последние годы, такая стратегия может стать опасной. Многие участники рынка продолжают недооценивать необходимость в консервативных инструментах.
Прогноз на 2025 год: главный союзник — осторожность
Талеб рекомендует инвесторам готовиться к худшему и делать акцент на хеджировании — защите финансовых вложений инвестора за счет снижения рисков через сделки, которые покроют убытки от основной инвестиции. Фирма Universa Investments, в которой он работает научным консультантом и которая управляет хедж-фондами и специализируется на защите от внезапных рыночных обвалов, называет текущую ситуацию одной из самых опасных за десятилетия.
Основатель компании Марк Шпицнагель отметил, что после текущего ралли (стремительного роста цен активов) может последовать самый серьезный крах рынка с 1929 года. Причиной станет совокупность факторов: высокие долги, перегрев рынка акций и возможные кризисы в кредитных системах.
2025 год, по мнению Талеба, может стать годом, когда те, кто не готов к неожиданностям, окажутся в крайне невыгодном положении. Основной урок, который предлагает Нассим Талеб: готовность к худшему и осторожность всегда лучше, чем безрассудный оптимизм.
«Антихрупкость» в глобальных системах
Помимо экономических прогнозов Нассим Талеб регулярно делает акцент на другом: многие его прогнозы и идеи связаны с его концепцией «антихрупкости».
Например, он подчеркивает, что биологические и экологические системы должны включать избыточность, чтобы справляться с неожиданными шоками, такими как изменения климата или пандемии.
Талеб отмечает, что успешные системы не только устойчивы к потрясениям, но и могут становиться сильнее в условиях неопределенности. Например, мировая экономика и цепочки поставок, адаптировавшиеся после пандемии COVID-19, стали менее зависимыми от единичных поставщиков, что усилило их устойчивость к будущим кризисам. Точно так же после энергетических кризисов 1970-х мир начал диверсифицировать источники энергии и поставщиков.
Талеб настаивает на создании систем, которые не только выдерживают стресс, но и выигрывают от хаоса. Такие механизмы, по его мнению, будут определять решения мировых лидеров в ближайшие годы.