В Узбекистане задержаны двое высокопоставленных чиновников – бывший первый заместитель начальника ГУВД города Ташкента Дониёр Ташходжаев и бывший начальник управления собственной безопасности Государственной службы безопасности президента Шухрат Расулов. Еще десятки сотрудников СБ уволены, сообщает Озодлик.
Бывший первый заместитель начальника ГУВД Ташкента Дониёр Ташходжаев руководил следствием по ряду громких уголовных дел, в том числе – по делу известного в Узбекистане блогера Абдукодира Муминова.
34-летнего Абдукодира Муминова в Узбекистане знают как ярого критика президента Шавката Мирзиёева. Он вел youtube-канал Ko’zgu, на который было подписано 247 тысяч пользователей.
23 декабря 2022 года на Муминова напали неизвестные. Они жестоко избили его и разбили битой стекла его автомобиля. В феврале 2023 года Муминова задержали по подозрению в мошенничестве и вымогательстве, а уже в августе того же года суд назначил ему 7 лет колонии.
Близкий коллега Абдукодира Муминова – блогер Аслиддин Камол связывал нападение на коллегу и его арест с журналистским расследованием, касающимся бизнеса зятьев президента Шавката Мирзиёева. По словам Камола, несмотря на преследование и нападение, Абдукодир Муминов свое расследование не прекратил.
Сабохат Абдуллаева, мать Абдукодира Муминова, встретившаяся с сыном в заключении, сообщала, что при встрече с ней Абдукодир заявил, что его под пытками заставили подписать признательные показания, которые он не давал.
Мать блогера утверждала, что с первого дня следствия ее сына пытала группа оперативников ГУВД города Ташкента, одним из руководителей которого был вышеназванный Дониёр Ташходжаев.
«Они заставили моего сына ползать по полу и непрерывно пинали его по ребрам. Били по гениталиям. В результате пыток он много раз терял сознание, но его приводили в себя и вновь подвергали жестоким пыткам», – рассказывала Абдуллаева, ссылаясь на слова сына.
А теперь Дониёр Ташходжаев, который после ареста Абдукодира Муминова утверждал, что дело блогера абсолютно не политизировано, сам оказался фигурантом громкого уголовного дела.
Полковник Ташходжаев обвиняется в сокрытии преступлений предпринимателя Джавлона Юнусова, которого силовики рассматривают как важное связующее звено между исполнителями и возможными заказчиками покушения на бывшего сотрудника администрации президента Комила Алламжонова. На Алламжонова, напомним, напали 26 октября этого года в Ташкентской области.
Сообщается, что Юнусов путем вымогательства и насилия отбирал имущество у известных ташкентских бизнесменов, а Ташходжаев прикрывал его преступления.
Источники «Озодлика» подтвердили, что Дониёр Ташходжаев был арестован 3 декабря, через неделю после освобождения от занимаемой должности.
Дониёр Ташходжаев работал в ГУВД Ташкентской области, возглавлял УВД Ферганской области, был замглавы МВД и замначальника ГУВД столицы. В августе прошлого года он вернулся в ГУВД Ташкента на пост первого заместителя начальника.
«Дониёра Ташходжаева назначали на различные высокие должности, поскольку он смог добиться расположения Отабека Умарова [младший зять президента Шавката Мирзиёева – Ред.]. Он не только присматривал за МВД, но и прикрывал незаконную деятельность могущественного «офиса» в Ташкенте. А еще он контролировал «улицу». Во главе широкомасштабной операции против преступных группировок, получившей название «Ударные 40 дней», также стоял Ташходжаев. Именно он по поручению Отабека Умарова посадил в тюрьму известного криминального авторитета Салима Абдувалиева. Так они хотели передать контроль за «улицей» «Равшану Золотому». Если «офис» хотел кого-то дискредитировать, то они прибегали к помощи «Золотого», – рассказал «Озодлику» источник в силовых органах.
Равшан Мухиддинов, известный по прозвищу «Равшан Золотой», – племянник одного из известных узбекских криминальных авторитетов Узбекистана Гафура Рахимова. В годы правления Ислама Каримова Мухиддинов 12 лет находился в международном розыске по обвинению в совершении тяжких преступлений в Узбекистане. По запросу официального Ташкента он отсидел в тюрьмах Стамбула и Дубая. Но после прихода к власти Шавката Мирзиёева Равшан Мухиддинов был исключен из списка разыскиваемых лиц и смог вернуться в Узбекистан. В последнее время его часто замечали на крупных спортивных мероприятиях рядом с младшим зятем президента Отабеком Умаровым.
По делу о покушении на бывшего чиновника администрации президента Узбекистана 26 ноября был арестован еще один бывший высокопоставленный чиновник – Шухрат Расулов, который в 2018-2020 годах работал главой Управления собственной безопасности Госслужбы безопасности президента Узбекистана.
Источники называют Расулова «правой рукой» Отабека Умарова в могущественном «офисе» и организатором покушения на Алламжонова.
По их словам, 40-летний Шухрат Расулов, известный по прозвищам «Жигули» и «Колобок», в 2019 году сыграл важную роль в расследовании и судебном разбирательстве по делу бывшего председателя СГБ Ихтиёра Абдуллаева, а также двух бывших генпрокуроров Рашида Кадырова и Отабека Муродова, которые были приговорены к длительным тюремным срокам по тяжким статьям.
Генеральная прокуратура умалчивает об арестах Ташходжаева и Расулова. При этом источники также сообщают об увольнении десятка сотрудников Службы государственной безопасности (СГБ) Узбекистана по делу о покушении на Алламжонова, которые тесно сотрудничали с «офисом».
Кто из них привлечен к следствию, пока неизвестно.
Журналистам удалось установить, что один из сотрудников СГБ Ганчар Узаков в 2018 году был награжден президентом Мирзиёевым орденом «Мужество».
«У подполковника Ганчара Узакова было зашифрованное имя – «Аброр». Ганчар Узаков занимался «затыканием ртов» блогеров и журналистов в Узбекистане. А еще у него был свой «химический бизнес», он продавал удобрения в Афганистан. Еще один коллега Узакова, Шерзод Нажмиддинов, известный по прозвищу «Саид», со своей командой тоже занимался запугиванием блогеров и журналистов. «Саида» отлично знают все местные блогеры и журналисты», – сказал источник в силовых органах.
В распоряжении журналистов оказалась копия документа под названием «План мероприятий», содержащий информацию о том, как сотрудники узбекской спецслужбы посредством «офиса» угрожали, шантажировали и оказывали беспрецедентное давление на узбекистанских журналистов.