Две страны предложили Башару Асаду покинуть Сирию

Автор -
1938

    Президент Асад остается в Сирии, несмотря на рекомендации, выяснила WSJ. По данным издания, арабские страны обеспокоены возможным падением его правительства, но не отправили оружие по просьбе Дамаска.

    Должностные лица Египта и Иордании предложили сирийскому президенту Башару Асаду покинуть республику и сформировать временный совет, включающий представителей оппозиции, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники. Иорданское посольство в США отрицает эту информацию.

    Асад, как выяснила WSJ, по состоянию на пятницу, 6 декабря, оставался в Сирии.

    Катар, ОАЭ и другие арабские страны все больше обеспокоены вероятностью скорого падения правительства Сирия и дестабилизацией в регионе, рассказали источники газеты. С их слов, сирийский президент попросил Турцию вмешаться в происходящее, попросил оружие у Египта, ОАЭ, Иордании и Ирака, но получил отказ.

    Хомс остался последним крупным городом под контролем правительства в Сирии, который находится на дороге между Дамаском и территорией, захваченной повстанцами. Население Хомса — около 800 тыс. человек, его потеря лишит власти доступа к побережью Средиземного моря, где сконцентрировано лояльное к правительству алавитское меньшинство, к которому принадлежит Асад, предупреждает WSJ.

    «Если Хомс падет, я не вижу, как режим сможет выжить», — оценил старший аналитик по современным конфликтам в Международной кризисной группе Джером Древон.

    Сирийские повстанцы и боевики, сосредоточенные в неподконтрольной правительственным силам северо-западной провинции Идлиб, начали масштабное наступление утром 27 ноября. Ключевую роль в наступлении играют группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» и отдельные подразделения «Сирийской национальной армии» (СНА, ранее была известна как «Сирийская свободная армия»), которую поддерживали США и Турция.

    За несколько дней боевикам удалось занять ряд ключевых городов и деревень в провинции Алеппо, а также войти в крупнейший город севера Сирии с одноименным названием.

    Российские военные в Сирии принимают участие в отражении наступления боевиков. Минобороны России несколько раз сообщало о нанесении авиаударов по позициям повстанцев и их линиям снабжения.

    В начале декабря сирийская армия отступила из Хамы, это пятый по численности населения город Сирии, в нем проживает около полумиллиона человек. Командование объяснило происходящее «временной тактической мерой», необходимой для спасения жизней мирных жителей.

    По мере того, как конфликт в Сирии стремительно обостряется, Израиль вновь пересматривает свое отношение к важному вопросу: поддерживать режим президента Башара Асада или противостоять ему, пишет Би-би-си.

    Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху созвал две встречи, чтобы обсудить развивающуюся ситуацию, армия приведена в состояние повышенной боевой готовности из-за возросшей угрозы безопасности на Голанских высотах — оккупированной Израилем территории на границе с Сирией.

    С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году Израиль оказался вовлечен в нее и с 2015 года наносил массированные авиаудары по объектам, которые, по данным израильской разведки, были связаны с Ираном и «Хезболлой».

    Раньше Израиль негласно поддерживал оппозиционные группировки, сражающиеся с сирийской армией вдоль израильско-сирийской границы. Эта поддержка, как позднее стало известно от израильских официальных источников, включала медицинскую помощь, поставки продовольствия и оружия и помощь в военной подготовке.

    Однако нынешнее быстрое продвижение оппозиционных сил в Сирии во главе с «Хайят Тахрир аш-Шам» и захват ими стратегически важных регионов заставили Израиль переоценить свою позицию.

    Дилемма такова: должен ли Израиль поддерживать успехи оппозиции, которая борется с Ираном и «Хезболлой», что отвечает интересам Израиля? Или же режим Асада предпочтительнее — он позволяет Ирану сохранять свое присутствие в Сирии, но при этом на протяжении десятилетий не представляет прямой угрозы Израилю?

    По мере того как сирийские повстанцы продвигаются в Сирии, захватывая города и обращая в бегство правительственные войска Башара Асада, мир все больше узнает о группировке «Хайят Тахрир аш-Шам»*, ставшей во главе наступления.

    Руководство группировки заявляет, что они не остановятся, пока не достигнут поставленной цели — свергнуть режим Асада. Однако даже многие противники сирийского президента опасаются, что помимо его свержения джихадисты собираются насаждать фундаменталистский исламский порядок, похожий на тот, который талибы установили в Афганистане.

    Многие помнят, что «Хайят Тахрир аш-Шам» — перерождение созданной в 2011 году группировки с другим названием, которая создавалась как филиал «Аль-Каиды»*.

    Глава «Хайят Тахрир аш-Шам» Абу Мохаммед аль-Джулани сделал несколько заявлений, в которых попытался развеять страхи среди этнических меньшинств Сирии, среди сирийцев, поддерживающих Асада, а также среди скептиков на Западе.

    Он обещает толерантное отношение ко всем жителям страны и умеренную социальную и религиозную политику.

    Сын инженера — ученик «Аль Каиды»

    Аль-Джулани (имя при рождении Ахмед Хуссейн аль-Шараа) родился в 1982 году в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, где его отец работал инженером в нефтяной индустрии.

    В Сирию семья вернулась в 1989 и обосновалась возле Дамаска.

    О его детстве в Сирии известно мало. Обретать известность среди джихадистов он начал в 2003 году, когда в 19 лет уехал в Ирак и вступил в ряды «Аль-Каиды», чтобы, как он сам рассказывал, противостоять вторжению США.

    В 2006 году он был арестован американскими силами в Ираке и почти пять лет провел в тюрьме.

    Фактически сразу после освобождения «Аль-Каида» поручила ему создать отделение в Сирии. Для выполнения этой задачи ему в помощь дали самых опытных членов группировки.

    Одним из них был будущий лидер «Исламского государства» в Ираке Абу Бакр аль-Багдади (убит в 2019 году), с которым аль-Джулани в тот период много советовался.

    Вскоре (в январе 2012 года) в Сирии появилась группировка «Джебхат ан-Нусра»*, известная также как «Фронт помощи людям Леванта».

    Эта группировка, координировавшая свои действия с аль-Багдади, очень быстро получила влияние в регионах Сирии, недовольных властью Башара Асада, особенно в Идлибе.

    В своем первом телеинтервью в качестве главы дочерней группировки «Аль-Каиды» в 2014 году Абу Мохаммед аль-Джулани сказал, что в случае перехода Сирии под его контроль страна будет жить в соответствии с интерпретацией законов ислама, принятой в рядах «ан-Нусры».

    Он также сказал, что места меньшинствам, таким как христиане и алавиты, в стране не будет.

    Именно те слова вспоминают сейчас представители сирийских меньшинств, объясняя свою тревогу из-за потенциального прихода «Хайят Тахрир аш-Шам» к власти.

    Однако сам он и его сторонники парируют, что тогда он говорил как человек, связанный с «Аль-Каидой», а сейчас его философия изменилась.

    Действительно, начиная с 2016 года аль-Джулани начал идеологически отдаляться от «Аль-Каиды». Идея создания глобального халифата стала ему не близка. Он в большей степени был заинтересован в укреплении позиций своей группировки внутри Сирии.

    Таким образом от «Фронта ан-Нусра», который остался филиалом «Аль-Каиды», откололась немногочисленная группа под руководством аль-Джулани, которую он назвал «Джабхат Фатех аш-Шам».

    Но уже в начале 2017 года в Идлиб, где в тот момент находился аль-Джулани, хлынули тысячи повстанцев, бежавшие от правительственных войск, занявших Алеппо. Многие из них сплотились вокруг опытного аль-Джулани, и возникла группировка «Хайят Тахрир аш-Шам».

    Цели аль-Джулани и методы их достижения

    С тех пор аль-Джулани всячески старается отмежеваться от других вооруженных групп, подчеркивая таким образом свою уникальную миссию в судьбе Сирии.

    Главная заявленная цель «Хайят Тахрир аш-Шам», — освободить Сирию от авторитарного правительства Асада и «изгнать иранских ополченцев» из страны.

    При этом, обращают внимание в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований, среди целей группировки сохраняется создание государства в соответствии с ее собственной интерпретацией исламских законов.

    Ровно об этом же аль-Джулани говорил в 2014 году, когда еще состоял в рядах «Аль-Каиды». Означает ли это, что его философия с тех пор изменилась не настолько, как он пытается представить это сейчас?

    Согласно свидетельствам сирийских активистов, журналистов и представителей ряда сирийских общин, «Хайят Тахрир аш-Шам» управляет подконтрольными ей территориями жесткой рукой и не терпит инакомыслия.

    Независимая ассоциация сирийских журналистов Syria Direct заявляет, что группировка стоит за исчезновениями активистов и угрозами физической расправой протестующим, которые осмелились обвинить ее в жестоком отношении к общинам, не выражающим ей полной поддержки.

    Различные равозащитные группы задокументировали случаи пыток политических оппонентов «Хайят Тахрир аш-Шам» в регионе Идлиб, который группировка контролирует уже много лет, говорят в Вашингтонском институте ближневосточной политики.

    Работа над имиджем

    При этом, отмечают эксперты, примерно с 2021 года аль-Джулани всячески старается улучшить имидж своей группировки в глазах Запада.

    Он неоднократно заявлял, что напрасно многие западные страны называют «Хайят Тахрир аш-Шам» террористами. По его словам, его организация не стремится убивать или насаждать стандарты ИГ, а хочет спасти Сирию.

    Группировка не обязывает женщин на подконтрольных ей территориях полностью закрывать лица, а мужчинам-курильщикам разрешено не бросать свою привычку.

    Бойцы группировки не должны производить действия, которые могут напугать детей, говорится в своде правил «Хайят Тахрир аш-Шам».

    На интернет-каналах группировки крутят ролики, в которых показано, как христиане Идлиба и других захваченных территорий живут своей обычной жизнью — без угроз и ограничений.

    Архиепископ Алеппо Афрам Малуй заявил недавно, что, по согласованию с джихадистами, после захвата ими города богослужения будут проходить в прежнем режиме.

    Аль-Джулани также несколько раз обращался к студентам Университета Идлиба, давая им понять, что видит в них опору для создания будущего государства.

    В минувший вторник лидер «Хайят Тахрир аш-Шам» и вовсе сказал фразу, которую, по словам экспертов Вашингтонского института ближневосточной политики, никак не ожидаешь услышать от боевика- джихадиста.

    «Многообразие — это сила», — провозгласил аль-Джулани.

    Наступление повстанцев продолжается. Сирийские меньшинства, правозащитники и Запад надеются, что боевики не откажутся от своих слов, когда и если симпатии народа окажутся им больше не нужны.

    Поделитесь новостью