Больше 500 тенге за доллар: почему прорвало «дамбу» системы противодействия девальвации тенге

Автор -
335

Доллар по 520 – сложившийся факт и надо сильно постараться, чтобы откатить его хотя бы по 500. Сделать это непросто, ведь главная пара игроков – Нацбанк Казахстана и правительство – играют каждый в собственную игру, пишет exclusive.kz.

Национальный банк все-таки поднял базовую ставку. Она выросла с 14,25% до 15,25% и откатилась в размере к началу года, в январе, напомним, ставка была 15,25%. Самое недальновидное решение, которое может быть сейчас принято – это смена главы Национального банка.

Валютный рынок давно объявлен полем действия рыночных законов. От Национального банка требуют независимости и меньшего влияния на цено– и курсообразование – пусть все события являются следствием рынка. При этом почему-то забывают про «звериный оскал» капитализма и финансовых спекулянтов.

Происходящее на финансовом рынке в последние дни больше напоминает сваливание в крутое пике. Доллар шагнул за 520 тенге. На бирже при заоблачной цене вдруг возник спрос на доллар и пошли расти объемы торгов. Рост сопровождается увеличением ставок денежного рынка. Индикатор краткосрочной ликвидности взлетел с конца ноября – как раз с момента биржевого курса доллара.

Доллар растет и много кто хочет урвать доход на краткосрочном росте в преддверии закрытия годовой финансовой отчетности. Отсюда рост ставок заимствования на денежном рынке. На бирже идут неприкрытые валютные спекуляции – экономические агенты, а их действия появятся в отчетности за третий квартал, используют рыночные возможности на все 100%. Как только доллар перешел за 500 и прошел первый шок, можно было начинать раскручивать спекулятивную спираль.

Скрепя сердцем Национальный банк прибег к проверенному методу – поднятию базовой ставки. Поднятие ставки на целый процентный пункт, в идеале, должно привести к росту стоимости ликвидности и снизить аппетиты валютных спекулянтов. По крайней мере, отсечь от спекуляций наименее мелких из них. Но в этот раз безотказный способ снижения аппетита к доллару внезапно не сработал. С начала прошлой недели доллар на бирже не снижается ниже 523. С этой цифры на следующий день формируется официальный кур Нацбанка. Спираль ускорения инфляции запущена. Подъем базовой ставки н 1% – упреждающий ответ инфляционному ускорению.

Интересно, что укреплению доллара не помещали ни валютные интервенции Нацбанка, ни вступившая в силу с конца ноября обязательная продажа 50% выручки экспортерами, ни налоговая неделя. Дамбу ограничений просто снесло.

Выяснилось, что старые ограничительные инструменты в текущем моменте просто не работают. Когда на тенге давят со всех сторон, даже мегарегулятор бессилен. В данной ситуации остается ждать, когда ситуация сама по себе успокоится и валютный ажиотаж сойдет на нет. После чего стоит провести работу над ошибками, послушать независимых экспертов и принять правильные решения.

Меры противодействия девальвации давно известны. Это снижение зависимости от импорта товаров и развитие собственной производственной базы. Диверсификация экономики и сокращение влияния нефти на доходы бюджета. Повышение доверия к национальной валюте.

С ростом доллара поползли вверх цены на недвижимость – она остается важным инвестиционным активом населения и на аренду жилья. Владельцы недвижимости оценили потери в тенге и тут же привязали доходы к рыночным ставкам в валюте.

Новая повышенная базовая ставка никому не нужна. Банки только приступили к снижению кредитных ставок, и немного оживилось кредитование МСБ. Сейчас процесс будет поставлен на паузу. Заемные деньги подорожают, и инфляция пробежится по всей цепочке производителей и посредников.

Больше денег должно уйти из бюджета на субсидии по росту инфляции, а бюджет и так «дырявый». Плюс в том, что девальвация окажет услугу бюджету – наполнит казну полученными «из воздуха», пересчитанными по курсу, новыми тенге. Проблема дефицита немного утихнет.

Но фундаментальные причины слома сдержек девальвации вряд ли будут решены – они слишком огромны, требуется время, а его уже нету. Правительству ничего не остается (хотя оно само загнало себя в угол ничего не деланием) как хвататься за внешние соломинки. Отсюда нездоровая активность с иностранными инвесторами– монархиями стран Залива, подписание стратегических документов с российским президентом в его ноябрьский визит, все большее раскрытие недр для китайских компаний.

Впервые СП «Мангистаумунайгаз» (акции пополам принадлежат «КазМунайГаз» и «Китайская национальная нефтегазовая корпорация») возглавил китайский менеджер. Что дальше? Распаковка земельной базы?

К концу года мы получили вновь растущую инфляцию, поднятие базовой ставки, сильную девальвацию тенге и разговоры о «долларе по 600». Ощущение, что год прошел впустую. Экономическая ситуация стала исправляться, но ее, почему-то не удержали. А главное, все увидели, что против сильной спекулятивной атаки нет инструментов скорого реагирования и противодействия. Доллар по 520 – сложившийся факт и надо сильно постараться, чтобы откатить его хотя бы по 500. Сделать это непросто, ведь главная пара игроков – Нацбанк и правительство – играют каждый в собственную игру. Дуэт получится, если решить хотя бы часть из перечисленных фундаментальных проблем. А так просто они нерешаемы. Похоже, 2024 – не единственный потерянный год.

Поделитесь новостью