The Wall Street Journal: Начинается охота за пропавшими миллиардами династии Асадов

Автор -

    С падением режима Асада в Сирии начинается глобальная охота за миллиардами долларов наличными и активами семьи, спрятанными за полвека деспотического правления.

    Если судить по многолетним попыткам вернуть богатства, спрятанные за границей Саддамом Хусейном и Муаммаром Каддафи, погоня будет долгой.

    Семья Асадов создала широкую сеть инвестиций и деловых интересов за десятилетия, прошедшие с тех пор, как Хафез аль-Асад захватил власть в 1970 году. Среди международных покупок, сделанных за эти годы близкими родственниками его сына, — первоклассная недвижимость в России, венские бутик-отели и частный самолет в Дубае, утверждают американские чиновники, юристы и исследовательские организации.

    «У них было много времени до революции, чтобы отмыть свои деньги. У них всегда был план „Б“, и теперь они хорошо подготовлены к изгнанию», — говорит Эндрю Таблер, бывший сотрудник Белого дома, который выявил активы членов семьи Асада в ходе работы над американскими санкциями.

    Точный размер богатства семьи Асадов и то, кто из членов семьи контролирует те или иные активы, неизвестен. В докладе Госдепа за 2022 год предполагалось, что стоимость предприятий и активов, связанных с Асадами, может достигать как 12 миллиардов долларов, так и всего 1 миллиарда долларов.

    В оценке говорится, что эти деньги часто были получены через государственные монополии и торговлю наркотиками, особенно амфетамином каптагон, и частично реинвестированы в юрисдикции, недоступные для международного права.

    Многие из влиятельных фигур режима занимались бизнесом, в частности, жена Асада, уроженка Великобритании, Асма, бывший банкир из JP Morgan.

    Найти и заморозить активы, скорее всего, будет непросто. Следователи, возглавлявшие охоту за миллиардами, спрятанными Хусейном и Каддафи, потратили годы на преследование людей, связанных с диктаторами, навигацию по подставным компаниям и подачу международных исков, чтобы вернуть деньги с ограниченным успехом.

    Например, из примерно 54 миллиардов долларов, накопленных бывшим ливийским режимом, удалось вернуть лишь немногие активы, включая лондонскую недвижимость стоимостью 12 миллионов долларов и 100 миллионов долларов наличными на Мальте.

    Юридическим командам уже удалось добиться замораживания некоторых активов, связанных с состоянием Асадов. В 2019 году суд Парижа заморозил имущество на сумму 90 миллионов евро, принадлежащее во Франции Рифаату аль-Асаду, дяде Башара аль-Асада, который руководил жестокими репрессиями против оппозиции в 1982 году.

    Уильям Бурдон, юрист по правам человека, подавший иск в Париже, говорит, что деньги, находящиеся в таких налоговых гаванях, как Дубай и Россия, вернуть будет гораздо сложнее.

    Клан Асадов начал накапливать состояние вскоре после того, как Хафез аль-Асад захватил власть в Сирии.

    По словам Аймана Абдель Нура, университетского друга Башара Асада, Хафез поставил своего шурина Мохаммада Махлуфа, тогда скромного служащего авиакомпании, во главе прибыльной табачной импортной монополии страны.
    Махлуф брал большие комиссионные с бурно развивающегося строительного сектора. Когда Башар сменил своего отца на посту лидера в 2000 году, Махлуф передал бизнес-империю своему сыну Рами.

    Предполагалось, что Махлуфы будут зарабатывать деньги от имени президента и финансировать режим и его правящую семью, говорит Бурдон, парижский юрист, который занимался расследованием активов Асада. «Махлуфы — это камергеры Асадов», — сказал Бурдон.

    Впоследствии Рами Махлуф стал главным финансистом режима, владеющим активами в банковской сфере, СМИ, магазинах беспошлинной торговли, авиакомпаниях и телекоммуникациях, и его состояние, по данным Госдепа, достигло 10 млрд долларов. В 2008 году правительство США ввело против Махлуфа санкции.

    Начало гражданской войны в Сирии в 2011 году открыло новые возможности для клана Асадов. Младший брат Башара Асада Махер командовал четвертой бронетанковой дивизией Сирии, которая, по данным Госдепартамента, занималась контрабандой каптагона на Ближний Восток.

    Доходы от продажи этого наркотика в течение многих лет помогали режиму компенсировать западные санкции, принося в среднем около 2,4 миллиарда долларов в год.

    Махер начал инвестировать за границу еще до гражданской войны, и, по словам бывшего сотрудника европейской разведки, среди его активов была ферма в Аргентине — чайная плантация.

    Махлуфы также инвестировали за границу, купив недвижимость в Дубае на сумму около 3,9 млн долларов, включая особняки на пальмовом острове эмирата, согласно исследованию вашингтонского Сenter for advanced defense studies.

    Семья Махлуф также приобрела бутик-отели в Вене стоимостью 20 миллионов евро и франшизу, связанную с Buddha bar, элитным лаунжем из Парижа, сообщил Рами Махлуф в заявлении на получение австрийского гражданства, полученном антикоррупционной организацией Organized crime and corruption Reporting Project.

    Согласно расследованию, проведенному в 2019 году антикоррупционной группой Global Witness, члены семьи Махлуф также владели недвижимостью в элитных небоскребах в Москве на сумму около 40 миллионов долларов.

    В 2020 году Башар Асад публично отодвинул Рами Махлуфа на второй план. Обстоятельства их разрыва остаются туманными. Но сирийский лидер ужесточал контроль над рычагами разваливающейся сирийской экономики.

    Махлуф был помещен под домашний арест, власти передали многие из его деловых интересов под государственную опеку.

    Частично причиной такой «встряски» могла стать плохой имидж: пока сирийцы страдали от гражданской войны, двое сыновей Рами Махлуфа позировали в соцсетях в шикарных ночных клубах Дубая, где их отец основал несколько предприятий.

    Они ездили на «Феррари», размахивали бутылками шампанского и позировали с обнаженной грудью в дубайских спортзалах. Старший из них, Мохаммад, заявил, что потратил 43 миллиона долларов на заказ частного самолета в Дубае, оборудованного двумя гостиными и душевой кабиной.

    Мохаммад в своем заявлении, опубликованном в пятницу в соцсетях, сказал, что он уже более пяти лет находится в изгнании, не видел отца, и назвал падения Асада «сбывшейся мечтой».

    Его отец написал в Facebook 5 декабря, что потеря Алеппо была «позорной», добавив, что он предложил миллионы долларов полковнику Сухайлю аль-Хасану, сирийскому командиру, на которого США наложили санкции за бомбардировки мирных жителей, в том числе с использованием токсичного газа, во время битвы за Алеппо десять лет назад.

    После падения режима Асада местонахождение Рами Махлуфа и Махера аль-Асада установить не удалось. После того как Рами Махлуфа отправили под арест, Асма Асад проконтролировала захват его активов в Сирии, включая контроль над крупным оператором связи.

    ▪️В 2020 году Госдепартамент ввел против нее санкции, заявив, что она и члены ее семьи стали одними из «самых известных в Сирии спекулянтов на войне».

    ▪️«Мы обязаны вернуть эти деньги сирийскому народу», — говорит Бурдон, парижский адвокат по правам человека.

    ▪️Некоторые уже берут это дело в свои руки. В последние дни сирийцы разграбили богато украшенный дворец Асадов, унеся мебель и произведения искусства. Некоторые снимали себя на видео в гараже, полном спортивных автомобилей, включая Aston Martin и Lamborghini.

    Поделитесь новостью