Автомобили наполняются все новыми коммуникационными и развлекательными технологиями, но наш мозг остается в прежних ограничениях.
Автор: Роберт Розенбергер
С каждой новой технологией наши связи с миром множатся. Телефоны, часы, даже стиральные машины все чаще связываются с миром и друг с другом. Самые сложные из этих новых форм вычислений предлагают мгновенный доступ к информации, развлечениям и социальному взаимодействию. Такие технологии — встроенные в телефоны, смарт-часы, приборные панели автомобилей и другие устройства — надеются превратить нас в мастеров многозадачности. Они предлагают нам стать умелыми пользователями, которые без труда жонглируют звонками, сообщениями и другими задачами, ориентируясь в окружающем мире. Но наука говорит о другом. Наш мозг просто не приспособлен к такому количеству связей.
Как объясняет когнитивный нейробиолог Дэвид Стрейер из Университета Юты: «Если у вас есть люди, которые много работают в режиме многозадачности, вы можете прийти к выводу, что они умеют работать в режиме многозадачности. На самом деле, чем чаще они работают в режиме многозадачности, тем больше вероятность того, что у них это плохо получается». Дело в том, что когда мы одновременно выполняем слишком много сложных задач, наше внимание истощается. Это явление известно как «когнитивная рассеянность» и может привести к ошибкам, путанице и сбоям в нашем восприятии мира. При удачном стечении обстоятельств это может быть опасно, а иногда и смертельно опасно.
Нет лучшего примера когнитивного отвлечения, чем отвлеченное вождение. Когда вы находитесь за рулем автомобиля, значительный уровень рассеянности может сопровождаться одним конкретным действием: использованием телефона. Для некоторых это может привести к серьезным нарушениям в управлении автомобилем. Это представляет собой серьезную опасность, скрытую в ритме нашей повседневной жизни.
Современные приборные панели построены с расчетом на то, что водители будут пользоваться своими телефонами.
Противоречивые сообщения об опасности использования смартфона за рулем поступают к нам со всех сторон. Наверняка вы видели предупреждения о том, что передача текстовых сообщений за рулем — одна из самых опасных форм такого поведения, и это действительно так. Однако, когда речь заходит о других формах общения по телефону, все тоже весьма непросто.
В некоторых странах запрещено держать телефон в руках во время вождения, что фактически ставит под запрет разговоры по телефону за рулем. Так же поступили и некоторые штаты США.
Сторонники безопасности идут дальше и утверждают, что даже звонки, СМС и пользование интернетом во время вождения могут быть опасны. Однако из окружающего нас мира можно сделать обратный вывод. Например, законы, запрещающие использование телефонов, одновременно разрешают пользоваться телефоном по громкой связи, подразумевая, что это безопасно. Более того, приборные панели современных автомобилей сделаны с расчетом на то, что водители будут пользоваться своими телефонами именно так.
Новые модели автомобилей позволяют водителям использовать ряд функций своего смартфона во время движения — в том числе звонить по громкой связи — и все это с помощью все более сложных сенсорных экранов приборной панели. Даже рулевые колеса часто оснащаются кнопками для совершения и приема звонков. Эти вычислительные системы на приборной панели, обеспечивающие «связь» с миром за пределами автомобиля, часто становятся центральным элементом рекламных кампаний авто. Такие дизайнерские и маркетинговые решения предполагают, что использование смартфона определенными способами во время вождения может быть безопасным. Это предположение усиливается социальным давлением, которое могут испытывать многие водители: необходимость оставаться на связи с другими людьми, отвечать на звонки по работе или на сообщения от друзей.
Но действительно ли устройства громкой связи — наряду с другими автомобильными технологиями безопасны для использования во время вождения? Можем ли мы действительно освоить использование растущих технологических возможностей, не поддаваясь когнитивному отвлечению? Это серьёзные вопросы. Принять звонок по работе или отправить сообщение другу во время поездки может показаться пустяком, но это может привести к серьезным, даже смертельным последствиям. Еще до пандемии COVID-19 в США резко возросло число смертельных случаев в автокатастрофах. Отвлекающиеся водители подвергают риску не только свою жизнь. Они подвергают опасности и всех остальных участников дорожного движения: пассажиров, велосипедистов и пешеходов.
Эмоционально насыщенные разговоры «значительно опаснее»
За последние три десятилетия исследования в области когнитивных наук по этой теме привели к одному главному выводу: и обычные разговоры по телефону в авто, и по громкой связи связаны с одинаково опасным уровнем ухудшения вождения. Этот массив исследований достаточно обширен, чтобы стать предметом многочисленных мета-анализов и обзоров на протяжении многих лет. Основные выводы проявляются в эпидемиологических исследованиях, в которых сопоставляются данные телефонных разговоров и данные больниц и несчастных случаев. Они также проявляются в экспериментах на симуляторах и испытательных треках.
Исследования на симуляторах выявили связь между разговорами по телефону и снижением ситуационной осведомленности, а также опасным увеличением времени реакции водителя на изменение дорожных условий. Даже «натуралистические» исследования, в которых использовались видеозаписи реального вождения в кабине, теперь могут подтвердить эти опасности, поскольку наборы данных наконец-то стали достаточно большими и включают информацию о реальных авариях.
Точная величина снижения эффективности вождения, связанного с разговором по телефону, варьируется в зависимости от исследования. Одним из факторов, конечно, является тип разговора — эмоционально насыщенные разговоры «значительно опаснее». Еще одним фактором является сложность дороги и дорожной ситуации. Другие исследования сравнивали разговор по телефону с вождением в нетрезвом виде. А некоторые результаты даже показали, что использование телефона оставляет после себя остаточный отвлекающий эффект, и ухудшение самочувствия сохраняется еще долго после окончания разговора (или отправки СМС).
Если это одни из главных выводов, то перед нами встает проблема. Как применить эти знания в условиях стремительно развивающихся коммуникационных технологий, которые требуют все больше и больше нашего внимания?
Один из главных уроков заключается в том, что разговор по телефону сам по себе может существенно отвлекать внимание. Конечно, отвлекаться от дороги или отрывать руку от руля, чтобы набрать номер или отправить сообщение, — это опасное поведение за рулем. Но эти исследования также показывают, что содержание телефонного разговора также может опасно отвлекать. (Разговор с пассажиром отвлекает меньше, чем разговор по телефону, но пассажиры тоже могут стать опасным отвлекающим фактором, особенно для неопытных водителей). Эксперты называют такое снижение эффективности вождения «когнитивным отвлечением», потому что оно включает в себя нечто большее, чем простые физические действия, например отрыв руки от руля или отвлечение внимания от вождения. Когнитивная рассеянность свидетельствует, что наши проблемы гораздо глубже, чем просто держание телефона в руках. Ключевой вопрос, который нам необходимо решить, — это быстро развивающаяся область коммуникационных технологий: программы громкой связи с голосовым управлением.
По мере развития компьютерных технологий в этом веке мы разработали множество способов голосового взаимодействия с нашими автомобилями и телефонами. Мы использовали спикерфоны, голосовые команды, голосовые интерактивные вычисления и голосовой перевод текста. Теперь в автомобилях мы можем разговаривать с другим человеком с помощью гарнитуры громкой связи, менять температуру, задавать вопросы виртуальному помощнику или писать сообщения в социальных сетях.
Siri и Alexa подвержены раздражающим (и отвлекающим) ошибкам
Если выяснилось, что звонки по громкой связи так же отвлекают, как и звонки обычным способом, значит, речь идет о «телефонах с громкой связью», таких как громкая связь или использование гарнитуры громкой связи. Однако эти выводы в равной степени относятся и к звонкам по громкой связи с приборной панели автомобиля, которая может быть сопряжена с вашим смартфоном. Если на сенсорном экране приборной панели или на рулевом колесе есть кнопка, позволяющая совершать звонки, это еще не значит, что такая практика безопасна.
А как насчет подачи простых голосовых команд в автомобиль? Использование этих команд для управления основными функциями приборной панели автомобиля может быть более безопасным, чем старые кнопки и ручки. Хотя даже эти действия не избавляют от необходимости отвлекаться, логично, что использование голоса для ввода простых команд — таких как регулировка громкости радио или изменение температуры — будет отвлекать меньше, чем отрывание руки от руля для поворота физической ручки. Исследования, как правило, подтверждают эту догадку. Однако исследования также показывают, что голосовые команды не устраняют визуальные отвлекающие факторы. Пользователи по-прежнему перепроверяют голосовые команды на предмет ошибок. Например, при вводе пункта назначения на карте или наборе номера телефона голосом пользователь может визуально убедиться в правильности введенного текста.
Конечно, голосовое взаимодействие с вычислительными системами в автомобиле может быть более сложным, чем ввод простых команд. Одним из примеров является использование цифровых голосовых помощников, таких как Siri и Alexa. Эти виртуальные собеседники могут значительно отвлекать от дороги — и они склонны к раздражающим (и отвлекающим) ошибкам.
На мой взгляд, главная опасность, которую несут в себе эти технологии, заключается в потенциальном отвлечении внимания: написания сообщений голосом или проговаривания написанных сообщений вслух. Многочисленные приложения для смартфонов, иногда доступные через приборную панель автомобиля, могут читать текст вслух и надиктовывать его, позволяя водителям составлять и прослушивать текстовые сообщения, посты в социальных сетях и электронные письма. Однако общение с другими людьми вне автомобиля с помощью этого средства представляет собой такой же риск, как и телефонные разговоры по громкой связи. Более чем десятилетние исследования показали, что письменное общение без рук — особенно с помощью устных текстовых сообщений — представляет собой серьезную опасность из-за когнитивных требований, которые оно предъявляет к водителям. На самом деле, текстовые сообщения голосом оказываются даже более опасными, чем разговоры по телефону.
Способы, которыми водители могут отвлечься на коммуникационные технологии, не ограничиваются отправкой сообщений, звонками или использованием цифровых ассистентов. Некоторые люди пользуются интернетом находясь за рулем. Опрос более 2000 человек, проведенный компанией AT&T в 2015 году, показал, что более четверти из них просматривали интернет-страницы за рулем, более 15 процентов делали и публиковали селфи, а 10 процентов пользовались видеочатом. И, судя по всему, число таких случаев использования интернета за рулем неуклонно растет: в 2010 году в этом признались 17 процентов опрошенных. К 2020 году эта цифра подскочила до 36 процентов.
Технологическое развитие не собирается замедляться в ближайшее время. Более того, оно, скорее всего, подкинет нам еще больше отвлекающих технологий, каждая из которых будет позволять все более легко устанавливать связь с миром. Но, как показывают исследования, наш мозг не может эффективно работать в режиме многозадачности. Человеческие существа просто не способны надежно обрабатывать несколько требований одновременно. Наши когнитивные ограничения реальны, как и вредные привычки, которые мы формируем с помощью устройств. В конечном счете именно мы — водители и пользователи технологий — должны ставить безопасность выше возможностей коммуникации. Самое простое решение? Примите тот факт, что вы не так хороши в многозадачности, как вам кажется, и сосредоточьтесь на дороге.
Оригинал: Psyche