Зять Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев, чье состояние Forbes оценивает в 5 млрд долларов, – один из немногих оставшихся на плаву представителей «старого Казахстана», пишет казахская редакция Радио Свобода.
С 2022 года его состояние выросло на 1,2 млрд долларов. Сейчас Кулибаев судится с комитетом по возврату активов и продает часть имеющейся недвижимости, расположенной в Казахстане, Великобритании, России, Испании и других странах. Разберемся, что происходит с одним из богатейших людей Центральной Азии.
Январь 2020 года. Президент Касым-Жомарт Токаев принимает председателя президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тимура Кулибаева. На повестке дня – вопросы импортозамещения, повышения эффективности государственных закупок, развитие бизнеса. В ту пору Кулибаев, муж средней дочери экс-президента Нурсултана Назарбаева, — магнат и один из самых влиятельных людей в экономической и политической жизни Казахстана.
Январь 2022 года. Казахстан уже иной. Период транзита власти от первого президента Нурсултана Назарбаева к его преемнику Токаеву сопровождался двоевластием и неопределенностью. Активный период транзита закончился кровавыми Январскими событиями 2022 года, также известными как Кантар, которые перевернули политическую систему страны. После них у части истеблишмента – представителей так называемого «старого Казахстана» и у семьи бывшего президента – начались проблемы.
Близкие Назарбаева и он сам лишились привилегированного положения. Старшая дочь Дарига Назарбаева сложила полномочия депутата парламента. Племянника Кайрата Сатыбалдыулы (Сатыбалды) приговорили к 6 годам лишения свободы по делу об особо крупных хищениях, его жену – Гульмиру Сатыбалды – к 12 годам лишения свободы по обвинениям в вымогательстве и самоуправстве. Кайрата Сатыбалдыулы также обязали вернуть в бюджет государства 50 млрд тенге (104 млн долларов).
У брата Назарбаева Болата изъяли 300 тысяч гектаров земли – по размеру это как почти половина площади Алматы.
Еще один уже бывший родственник Назарбаева (бывший сват его старшей дочери) – предприниматель Кайрат Боранбаев – в мае 2023 года был приговорен к 8 годам лишения свободы, в октябре реальный тюремный срок был заменен ограничением свободы. В июне 2024 его переназначили президентом Национального паралимпийского комитета.
Первый удар по Тимуру Кулибаеву пришелся на его позиции в структурах, тесно связанных с государством. В январе 2022 года зять Назарбаева покинул пост председателя президиума НПП «Атамекен». В марте того же года он вышел из совета директоров российского «Газпрома».
Тимур Кулибаев и его жена Динара Кулибаева, дочь экс-президента Нурсултана Назарбаева
В июле 2022 года Кулибаев передал свою долю – 49% – в ТОО Petrosun, предоставлявшей услуги по переработке и продаже нефти. Доля компании Кулибаева отошла государственной компании «КазМунайГаз». Сразу же после того, как казахстанско-китайская компания стала наполовину государственной, на нее посыпались миллионные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. В 2024 году было объявлено о ликвидации компании и создании аналога.
В октябре 2022 года Кулибаев проиграл суд о праве собственности на земли Казахского национального университета имени Аль-Фараби (КазНУ), где его компания Atlas Development строила элитный бизнес-центр класса А. За год до этого университет пытался обжаловать постановление акимата, согласно которому часть земель КазНУ была отчуждена частным компаниям, но столкнулся с отказом в удовлетворении иска из-за «истечения срока исковой давности».
2023 год принес зятю Нурсултана Назарбаева новые приключения: снесли гостевой дом одной из компаний Кулибаева. Он лишился активов национального оператора железнодорожных перевозок «Казахстан Темир Жолы».
В мае суд изъял у Кулибаева 50% доли в ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа». Расследование деятельности компании началось после Январских событий, поводом для которых стал рост цен на газ. Компанию обвинили в установлении монопольно высоких цен, что принесло незаконный доход в размере 2 млрд тенге.
«Установлено, что руководство товарищества в период 2017-2021 годы, используя доминирующее положение на рынке вторичной оптовой реализации сжиженного нефтяного газа, установило и поддерживало монопольно высокие цены на услуги приемки, хранения и налива сжиженного нефтяного газа», – заявили тогда в агентстве.
Компания Кулибаева Joint Technologies выплатила неустойку за нарушение условий договора, но пока не вышла из состава акционеров «Парка хранения сжиженного нефтяного газа». В марте в число его соучредителей вошел государственный «Атырауский нефтеперерабатывающий завод».
В июне 2023 года имущество Кулибаева в Великобритании оказалось под пристальным вниманием. В июне 2024 года стало известно, что он продал несколько объектов британской недвижимости, включая дом, купленный в 2007 году, в период работы в госфонде «Самрук-Казына». Один из активов был продан за 34,7 млн фунтов стерлингов, другой – за 12 млн.
В сентябре власти Великобритании раскрыли данные о недвижимости Тимура Кулибаева в Лондоне, выходили материалы о недвижимости Кулибаева в России.
«Газпромовские» – это особое российское сословие, государство в государстве, со своим отдельным бюджетом, собственной армией, своими ЧВК, закрытыми поселками «только для своих» и прочими привилегиями, которых нет больше ни у кого в РФ из бизнес-среды. Тимур Кулибаев тоже стал частью этого сословия – у него самое большое поместье в одном из особо охраняемых газпромовских поселений, а арендатором их общего с Кайратом Боранбаевым московского бизнес-центра стал сын ближайшего друга и соратника Путина», – писал телеграм-канал «Выход к морю».
В октябре телеграм-канал Nege.Aqsha, ссылаясь на попавшие в распоряжение канала документы, написал, что Кулибаев включен в засекреченный список субъектов олигополии, чье имущество может быть возвращено государству. Пост телеграм-канала процитировало государственное информагентство Kazinform.
В 2024 году Тимур Кулибаев продал угольную компанию «Шубарколь премиум», а его нефтяную «Каспий нефть» оштрафовали на 13 млрд тенге. В этом же году он продолжил судиться с комитетом по возврату активов.
В том же году, во время крупнейшего за 80 лет в Казахстане наводнения, в результате которого более 60 населенных пунктов остались отрезанными от внешнего мира, Кулибаев, наряду с другими бизнесменами из списка Forbes, внес 30 млрд тенге в восстановление Атырауской области. В сообщении, которое опубликовала пресс-служба фонда «Халык», он отмечал, что под руководством президента Касым-Жомарта Токаева страна преодолеет «все трудности».
Ранее Токаев заявлял о том, что с предпринимателями из списка Forbes «будет проведена беседа».
«Они будут закреплены за каждой областью, районом, селением и отвечать поименно», – заявил тогда президент.
Премьер-министр Карим Масимов (справа) слушает Тимура Кулибаева, председателя ассоциации Kazenergy, на ежегодной конференции Kazenergy в Астане. 4 октября 2011 года
КАПЛЯ В МОРЕ?
Несмотря на трудности последних лет, состояние Тимура Кулибаева, по всей видимости, продолжает расти. За 4 года оно почти удвоилось: с 2,8 млрд долларов до 5 млрд. Он остается одним из немногих казахстанцев в мировом списке Forbes вместе со своей супругой и дочерью экс-президента Динарой Кулибаевой, бизнесменами Владимиром Кимом и Булатом Утемуратовым.
Заместитель руководителя аналитического центра Spik Куат Акижанов считает, что удерживаться на плаву Тимуру Кулибаеву помогают уже накопленные активы.
– Его состояние настолько огромное, что даже если он чего-то лишился, это вряд ли сказалось на абсолютных размерах его состояния. У нас рентная экономика, в которой он является одним из ключевых игроков. И не будем забывать, что крупнейший банк Казахстана, который на протяжении 30 лет поддерживался всеми невероятными способами, находится в его собственности. И мы знаем, что финансовый сектор с прибылью каждый год заканчивает, – говорит Акижанов. – Это только подтверждает, что структурно экономическая модель в Казахстане осталась прежней. И политически мало что меняется. У нас все олигархи равны, но некоторые олигархи равнее. Система держится на договоренностях, на каких-то личностях.
Акижанов считает, что Кулибаеву удалось вписаться в создаваемую в Казахстане новую структуру власти.
– Я вижу трансформацию нашей политической экономии из авторитарной клептократии, где была большая семья, в плутократию, власть богатых. Эта система ничем не лучше, и по всей видимости, Кулибаев, который нажил большое состояние, отлично в нее встраивается, – полагает он.
Главные активы Кулибаева: крупнейший банк Казахстана Halyk Bank («Народный банк»), свыше тридцати торговых центров и отелей, с которых Кулибаев ежегодно получает 27 млрд тенге, и нефтегазовые компании.
Доходы от нефтегазовых контрактов стоят в основе капиталов зятя бывшего президента. В двухтысячных, когда Кулибаев начал покупать недвижимость в Великобритании, он частично владел компанией «ТенизСервис», созданной на фоне развития добычи нефти на Каспии, где у Казахстана есть несколько крупных нефтяных месторождений, в том числе Тенгиз.
Деятельность «ТенизСервис» расследовали журналисты из нескольких стран. Казахстанский портал «Власть» написал, что в 2012 году представители компании «ТенизСервис» «пообещали западным партнерам ускорить разрешительные процедуры за счет «хороших отношений» с правительством».
За расследование также взялись журналисты-расследователи Follow the Money (Следуй за деньгами), которым нидерландская прокуратура сообщила о своих подозрениях относительно голландской компании Van Oord, которая, возможно, получила контракт в Казахстане коррупционным путем. В тексте напрямую не говорилось, кто в Казахстане, возможно, получал деньги от голландской фирмы, но было указано, что дело связано с зятем Нурсултана Назарбаева.
Компании Кулибаева на протяжении многих лет заключали выгодные нефтегазовые контракты, строили заводы. По данным международного консорциума журналистов-расследователей, Тимур Кулибаев возглавляет империю, состоящую из более чем 220 компаний и трастов в 22 странах, включая 10 офшорных убежищ.
В Казахстане с большим интересом следят за судьбой одного из последних экономически активных родственников Нурсултана Назарбаева. Между тем, Генпрокуратура продолжает относить информацию об активах зятя бывшего президента к «государственным секретам». О проведении в Казахстане официальных расследований бизнес-деятельности Кулибаева, а также других крупных олигархов, которые заработали состояния в период президентства Назарбаева, то же не сообщается.
Аналитик Куат Акижанов в этой связи высказывает мнение, что начатая кампания по возврату активов, которая могла стать «хорошим политическим пиаром» для нового руководства и привести к реальным структурным изменениям, «превратилась в пиар-кампанию».
– О восстановлении справедливости говорить не приходится. Мы видим какие-то точечные акции, которые носят карательный характер. Нетранспарентный характер самой кампании ведет к тому, что достаточно громкая политическая акция по возврату активов захлебнулась и будет использоваться, возможно, как дубинка для неугодных олигархов, – отмечает Куат Акижанов.
В конце ноября депутат мажилиса Ермурат Бапи на правительственном часе в мажилисе призвал Кулибаева «насытиться». Он обвинил олигарха в получении сверхдоходов за счет продажи казахстанской нефти. Бапи заявил, что значительная часть доходов, полученных от продажи казахстанской нефти, уходит компаниям, принадлежащим Кулибаеву: их более 200, они зарегистрированы в 22 странах мира. Олигарх, по словам депутата, получает сверхприбыли, в то время как Казахстан латает дыры в бюджете за счет внешних займов и расходования средств Национального фонда, который создавался как фонд будущих поколений.
«Всем известно, что казахстанская нефть по своп-операциям продается по одной цене внутри страны и совсем по другим [ценам] за ее пределами. Разница же оседает в офшорах и на счетах зарубежных компаний, – заявил депутат Бапи, в прошлом оппозиционный журналист. – Пора бы уже наесться, удовлетвориться тем, что уже получил. Нужно что-то оставить и будущим поколениям».
Тимур Кулибаев обычно не делает заявлений касательно его капиталов и их происхождения и не отвечает на обвинения журналистов-расследователей. Эту работу выполняют его адвокаты.
В ноябре, после расследования консорциума журналистов-расследователей, юристы, представляющие интересы Кулибаева, сказали, что он «никогда не пытался скрыть свои коммерческие предприятия или получить из них неправомерную выгоду».