Как в капле воды отражается целый океан, так и в отдельных событиях отражается жизнь страны, наглядно показывая, куда она движется. На мой взгляд, таких событий в Казахстане в уходящем 2024 году было семь, пишет Амиржан Косанов.
Беспрецедентные паводки, которые охватили 10 областей и принесли многомиллиардный материальный и неоценимо – моральный ущерб. Пострадали граждане, домостроения, бизнес, экология.
Природные (ожидаемые) катаклизмы, помноженные на чиновничью расхлябанность и некомпетентность, воровство средств, предназначенных на предупреждение таких напастей, и безответственность — это трагедия вдвойне!
Кстати, паводки и их страшные последствия актуализировали тему страхования имущества граждан, которая, увы, у нас в зачаточном состоянии. А надо понимать, что государство просто не в состоянии строить каждый год дома пострадавшим.
Самое страшное – несмотря на принятые меры, в том числе, и кадровые, нет никаких гарантий, что такие катаклизмы не повторятся.
Жестокое убийство бывшим министром Бишимбаевым своей жены шокировало общество. Создан прецедент: судебный процесс транслировался в прямом эфире, и вся страна не отходила от экранов смартфонов и компьютеров (интересно, почему так же открыто не проходят суды по «кантаровским» делам?). Бесчеловечное преступление актуализировало тему абьюзерства, были срочно внесены изменения в законодательство. Остается только сожалеть о том, что, когда такие зверства происходят не в министерских, а простых семьях, такого резонанса и внимания нет.
Переход на единый часовой пояс вообще стоит особняком в ряду самых непонятных (ибо до сих пор нет вменяемого и заслуживающего доверия объяснения со стороны власти, как главного инициатора этих манипуляций), посему аргументы и доводы противников этой идеи звучат гораздо убедительнее сомнительных прожектов новой власти. Складывается ощущение, что страна живет по своему времени, а власть – по своему. Может, пора сверить часы между гражданами и чиновниками, предложившими президенту эту абсурдную идею? Пока остается лишь констатировать: усиливающийся протест против перехода на единый часовой пояс охватывает все больше и больше недовольных жителей страны и становится весомой каплей в чаше народного терпения, которая и так переполнена, другими, не менее критическими оценками всего негативного, происходящего в Новом Казахстане.
Положительное решение референдума по строительству АЭС в Казахстане (правда, с некоторыми изъянами) подкрепило президентскую инициативу «слышащего государства» (хотя возникает вполне резонный вопрос: почему же переход на единый часовой пояс, о котором я говорил выше, не был вынесен на всенародный плебисцит?). Формально власть свою часть юридических пропагандистских обязанностей выполнила, но вопросы остаются. Они касаются, в первую очередь, целесообразности самой идеи строительства АЭС в стране, богатой нефтью, газом и углем и, во вторую очередь, — возможных реализаторов этого затратного и чрезвычайно взрывоопасного (в прямом и переносном смыслах) проекта.
Трагическая гибель 16-летнего Шерзата Болата в Талгаре вновь напомнила обществу о мафиозном характере функционирования власти, которая, как оказалось, до сих пор на всех уровнях, сращена с криминалом!
К сожалению, несмотря на правильные и вполне адекватные заявления президента Токаева о строительстве Нового, Справедливого Казахстана, воз и ныне где-то в транзитной зоне между двумя Казахстанами – старым и Новым. Чем дальше в лес, тем больше дров, точнее, рецидивов режима единоличной власти экс-елбасы. И действующему президенту надо понимать, что о соблюдении правопорядка в стране и защите простых граждан люди судят не по бравым отчетам полицейских начальников в его кабинете, а по таким резонансным делам, как гибель Шерзата.
Удивительно, но факт: февральская отставка правительства и назначение нового премьер-министра не вызвали бурного обсуждения в обществе. Такое ощущение, что народ устал от частой смены кабинета министров и более не связывает личное и общественное благополучие с тем или иным его составом, ибо давно понял — основные направления экономической политики определяет не правительство, а тот, кто своим Указом назначает премьера, его заместителей и министров. Увы, новый состав правительства не стал пригодным для решения экономических задач, продолжая, как и прежде, играть роль «пожарной команды», которая только тем и занимается, что тушит, то и дело возникающие (зачастую по собственной вине), очаги возгорания (и возмущения — тоже!).
И, как следствие, рефлексирующей и отстающей от запросов времени экономической политики – очередная резкая (и мало чем обоснованная – если только примитивным наполнением бюджета) девальвация тенге.
Помнится, в конце 90-х и в начале 2000-х такие резкие колебания курса национальной валюты, из-за которых вмиг обесценивались доходы граждан, росли цены на товары первой необходимости и тарифы, страдал отечественный бизнес, сразу же вызывали критику со стороны оппонентов власти в лице демократических сил. Теперь – фактически тишина. Возмущаются и негодуют только социальные сети, до которых, судя по реакции, у власти дела нет: дескать, пошумят, пошумят и… успокоятся.
А если (не дай Бог) самоорганизуются, вопреки тотальному запрету на создание оппозиционных организаций?!
Это был год «пятилетки» Токаева у руля государства.
В связи с этим отмечу три общих тенденции:
Первая заключается в том, что во всех, упомянутых выше важных, событиях присутствует как рецидивы прошлого, так и робкие ростки (заявленных, но, увы, пока не реализованных властью) новаций. До сих пор ни одна из сторон не одержала победу. Таким образом, можем смело утверждать, что этот год был еще одним годом противостояния между старым и Новым Казахстаном.
Вторая тенденция заключается в том, что, критикуя власть, люди уже не упоминают первого президента, и вектор негодования направлен в сторону действующего главы государства. Похоже, возможности периода, когда сначала критиковали правительство, а потом переходили на личность президента, чем довольно умело и ловко (и не без определенного успеха) манипулировал Назарбаев, бездарно потеряны).
Третья тенденция имеет, скорее всего, морально-психологическое, содержание. Речь — о сравнении гражданами стиля государственного управления и кадровой политики: назарбаевского и токаевского периодов. И оно не всегда в пользу второго. Потому нередки ностальгические и провокационные идеологемы типа: «А при Нуреке такого не было».
Не пришла ли пора собирать камни, которые новая власть в течение пяти лет только разбрасывала, рискуя и вовсе потерять, изначально немалые, ресурсы (теперь, похоже, остатки) общественного доверия.
А если их не собирать, то они, бесхозные, не ровен час, могут полететь в сторону тех, кто их разбрасывал. Такова универсальная и подтвержденная исторической практикой логика неудавшихся реформ и перемен, и, как следствие, неоправдавшихся людских надежд.