Psyche: бункеризованное общество. Почему подготовка к последним временам — это так по-американски

Миллионы людей готовятся к Судному дню, но не сообща, а по отдельности. Это логичная реакция на выхолощенное состояние.

Автор: Роберт Кирш

Семья из шести человек подъезжает к выставке Be Prepared Expo в Фармингтоне, штат Юта. Они обеспокоены сбоями в цепочке поставок, уверены, что пандемия COVID-19 была лишь преддверием грядущих событий. Они хотят купить семена для своего сада, чтобы выращивать продукты для консервации и хранения в подвале. Дети гладят щенков в киосках, где продают сторожевых собак, отец обменивается мнениями о лучшем оружии для тайников, а мать собирает брошюры о накоплении золота и кризисах международной экономики. В тишине между стендами из рук в руки переходят старые экземпляры романа «Дневники Тернера» (1978) белого националиста Уильяма Пирса, а ораторы читают лекции о системах фильтрации воды и моральном императиве самодостаточности.

Как рассказал в одном из интервью Крис Терпин, генеральный директор Be Prepared Expo: «Готовность поможет вам не съесть своего соседа». Один из способов предотвратить поедание соседа — запастись провизией в Costco. В любом пригороде США семья из четырех человек катит тележку по просторному складу, ставя ведерко с продуктами ReadyWise рядом с коробкой кексов и упаковкой носков. Они возвращаются в ничем не примечательный дом в районе, который может находиться где угодно. Здесь нет ни дверей-ловушек, ни подземных бункеров, ни тайников с золотом. Зато есть оружейный сейф в гараже, запасы провизии на длительный срок на специальной полке в кладовке и камеры «Ринг», установленные внутри и снаружи дома. У детей есть собственные соломинки LifeWater для фильтрации пресной воды, а их родители внимательно следят за новостями в поисках признаков растущей нестабильности в мировых делах, прерывания торговых отношений, возвращения Иисуса Христа.

Добро пожаловать в разнообразный мир сюрвивализма. Более 20 миллионов американцев занимаются этим, а Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA) в ходе опроса, проведенного в 2023 году, определило, что 51 процент американцев «готовы к стихийным бедствиям». Почему люди готовятся к Судному дню? На этот вопрос мы отвечаем в нашей книге «Будь готов: Подготовка к Судному дню в Соединенных Штатах (2024), не рассуждая об их психологии. Как политологи, мы не можем оценить, что происходит в головах людей, и уж тем более, искренне ли они верят в эти вещи. Мы понятия не имеем, действительно ли сюрвивалисты или препперы верят в то, что конец близок, просто хеджируют свои ставки, или это помогает им справиться с какой-то глубинной травмой. Конечно, мы также не знаем, действительно ли «конец» близок.

Мы задаемся вопросом, является ли преппинг побочным занятием, набирающим популярность, или же он такой же американский, как яблочный пирог? Сюрвивализм был частью американской этики задолго до неолиберализма и даже до наших современных промышленных цепочек поставок. Американцев призывали и учили готовиться еще в детстве в различных скаутских организациях, в качестве домовладельцев, получивших участок земли от федерального правительства в рамках колониального проекта «приручения» Запада, и в качестве стойких, патриотичных граждан, готовых пережить ядерную атаку, чтобы сохранить жизнь США в своих бункерах. Даже после того, как в 1960-х годах рынок бункеров пришел в упадок, бункер вышел за пределы своих возможностей как объект и превратился в субъективность, образ жизни. Это и есть «бункеризованный» гражданин.

Бункеризация объясняет феномен преппи в США. Эта концепция позволяет нам переосмыслить подготовку как вопрос институционального развития (отсюда окончание «-isation»), а также как процесс того, как повседневная жизнь в неолиберальном порядке ориентируется на логику бункера. Это не значит, что американцы в безумной спешке, как это было в 1950-60-е годы во времена холодной войны, строят убежища на случай ядерного взрыва. Скорее, логика бункера формирует отношение американцев друг к другу, к государству и к тому, как они строят свою домашнюю жизнь, как вопрос индивидуальной изоляции, подготовки и разумного потребления. Таким образом, бункеризация утверждает, что подготовка не является чем-то из ряда вон выходящим в американском обществе, а лежит в основе американской мифологии о йоменах-пограничниках, от бойскаутов Америки до современного движения домохозяев. Бункеризация как процесс также вписывается в более широкий американский феномен массового потребления, когда американцев просят купить свой путь к безопасности (заимствуя слова социолога Эндрю Сзаша).

США всегда призывали своих граждан находиться в состоянии постоянной готовности к идеологическим и материальным угрозам.

Бункеризация — это не обвинение современной американской культуры и не размышление о моральных недостатках иррациональных потребителей. Это пример общества потребления, но такого, которое полностью вписывается в американский мейнстрим и делает безопасность личным делом семьи. Такая ориентация парадоксальным образом отражает патриотическое стремление быть американцем, изолируясь от других американцев во время кризиса. Хоумстейдеры в американском редуте в Северном Айдахо, пригородные препперы в Юте и богатые венчурные капиталисты с готовыми к отбытию в бункера вертолетами — все они вместе существуют в бункеризованном мире. Различные психологические ориентации, мировоззрения и политические идеологии находят общую мотивацию в бункеризации.

США всегда призывали своих граждан к самообороне и самодостаточности, а также к постоянной готовности к идеологическим и материальным угрозам не только для отдельного человека, но и для американского образа жизни, который этот человек воплощает. Бойскауты Америки приучают человека быть «готовым». Американское ремесленное движение, получившее распространение в конце 1800-х — начале 1900-х годов, стало ответом на потерю искусства, ремесла и самодостаточности, вызванную зависимостью от промышленных цепочек поставок для обеспечения наших потребностей. Атомная эра призвала граждан мобилизовать свой страх перед коммунизмом и советским нападением на подготовку к худшему сценарию, но не потому, что жизнь каждого человека так важна, а потому, что это предупредит коммунистов о том, что американцы готовы умереть как американцы, прежде чем поддаться коммунизму. Постановка подготовки в центр жизни США через процесс бункеризации позволяет нам переключиться с того, как и почему американцы готовятся, на анализ того, как мы в итоге создали готовящегося американца, который формирует повседневную жизнь.

Для среднего американца, занимающегося подготовкой, простое накопление запасов, чтобы соответствовать рекомендациям FEMA по выживанию в отсутствие государственной поддержки, — это не подготовка к Судному дню, а просто разумный, подготовленный гражданин. Быть американцем часто означает понимать, что в случае бедствия мы все должны сделать все возможное, чтобы защитить себя и свои семьи. Напряжение в этой конструкции американскости заключается как в масштабах, так и в ответственности. Иными словами, если электричество отключится из-за сбоя в электросети, а у человека не окажется под рукой необходимого количества воды или он не купит генератор, это может стать поводом для обсуждения индивидуальной ответственности или, по крайней мере, необходимости убедиться, что у людей есть ресурсы, чтобы перебраться на другую сторону катастрофы.

Камеры-няньки и накопление огнестрельного оружия — проявления бункеризованного общества

Однако эта аккуратная, пусть и сдержанная, дискуссия не учитывает масштабов кризиса. Что произойдет, если суперштормы вызовут широкомасштабные разрушения инфраструктуры, а реакция правительства будет нескоординированной, недостаточной или неэффективной? Это в полной мере социальный вопрос, касающийся политической воли и коллективных действий по совместному противостоянию общим угрозам. Однако бункеризация побуждает нас рассматривать подготовленность американца как вектор индивидуальной и потребительской ответственности, а не как вопрос социального масштаба противостояния общим угрозам. Вместо этого подготовленного американца просят сосредоточиться только на практиках безопасности через потребление по тем ценам, которые позволяют его средства. Этот бункеризированный подход к тому, чтобы сделать подготовку вопросом индивидуальной инициативы и смекалки, проникает в повседневную жизнь в целом.

В этих целях более 10 миллионов американцев имеют системы видеонаблюдения Ring camera, в дополнение к числу американцев, имеющих системы безопасности других марок. Камеры-няньки, накопление огнестрельного оружия, распространение закрытых сообществ и частных служб безопасности — все это проявления бункеризованного общества. Бункеризованное общество не просто готовится к ожидаемым эпизодам разрушений или насилия, оно поддерживает постоянное состояние готовности, но не как особенность субкультурных объединений, таких как препперы Судного дня или хоумстедеры, а как условие жизни в пустотелой оболочке государства, которое воспринимает инфраструктурную стабильность и удовлетворение базовых потребностей не как право, а как благо, которое человек должен обеспечить себе сам через потребительский выбор на рынке. Конечно, неудачи FEMA в оказании своевременной и критически важной помощи после таких стихийных бедствий, как ураганы «Элен» и «Милтон», способствуют росту активности в сфере сюрвивализма и даже вливаются в теории заговора о халатности государства в лучшем случае и его злом умысле в худшем.

Такой взгляд на бункеризацию помогает нам не рассматривать подготовку к ней как вопрос умных американских потребителей, создающих тайник с товарами, чтобы пережить смутные времена, и помогает нам избежать простого разглядывания незнакомых стилей жизни и мотивов. Она просит нас серьезно отнестись к общим угрозам, с которыми сталкиваются граждане политического общества, и рассматривать эти угрозы как проблемы коллективных действий, а не как причины закрыть люк в бункере. Это нелегкая задача, потому что институциональные и идеологические измерения, которые мы описываем, породили американцев, готовящихся к войне, которые относятся к угрозам как к личной ответственности, что подкрепляется неолиберальным режимом ослабленного государственного участия.

Это отношение прекрасно отражено в ежегодном отчете Федеральной администрации гражданской обороны за 1958 год, предшественника того, что в итоге стало FEMA:

Обычное благоразумие требует, чтобы федеральное правительство предприняло шаги по оказанию помощи каждому американцу в подготовке себя [sic] — как при страховании — к любому бедствию, чтобы встретить возможное — хотя и нежелательное — событие… Когда свободная Америка строилась нашими предками, каждый сруб и каждое жилище имели двойное назначение — а именно, дом и крепость. Сегодня гражданин должен быть призван внести тот же вклад, что и наши предки — не в строительство свободной Америки, а в поддержание свободной Америки.

Миф о том, что йомен-фронтирмен берет на себя индивидуальную ответственность за любую катастрофу, прочно вошел в бункерную жизнь американца, готовящегося к войне. Преодоление этого мифа — не просто вопрос отношения, а политический проект по возрождению коллективных измерений общественной жизни.

Оригинал: Psyche

Поделитесь новостью