The Economist: Вакцины против рака наконец-то показали свою эффективность

В конце XIX века Уильям Коули, хирург из Нью-Йорка, сделал удивительное наблюдение. Один из его пациентов, близкий к смерти из-за опухоли шеи, выздоровел после того, как подхватил серьезную бактериальную инфекцию кожи.

Заинтригованный, Коули попытался повторить это открытие, вводя пациентам коктейль из убитых бактерий, чтобы заставить их раковые опухоли регрессировать. В итоге он пролечил таким образом более тысячи пациентов, причем зачастую успешно.

Коули рассуждал так: инфекция может запустить иммунную систему для борьбы с раком. Эта идея, вызывавшая споры при его жизни, получила широкое признание ученых только в 1950-х годах.

Сегодня она лежит в основе усилий по созданию нового поколения терапевтических средств, известных как «вакцины против рака», которые направлены на обучение иммунной системы распознавать опухоли и бороться с их распространением.

Когда в 2008 году ученые впервые начали изучать ДНК опухолей, они обнаружили, что раковые клетки содержат сотни, если не тысячи, мутаций, которые отличают их от здоровых соседей. Некоторые из этих мутаций в клеточной ДНК заставляют раковые клетки производить аномальные белки, известные как неоантигены, которые могут заставить иммунную систему зазвонить в тревожные колокола.

Идея вакцины против рака заключается в том, чтобы ввести эти неоантигены непосредственно в организм, тем самым обучив иммунную систему воспринимать любой рак, который их несет, как инородное тело, созревшее для уничтожения.

Чтобы создать такую вакцину, ученым сначала нужно взять образец опухоли, проанализировать ее геном и найти все генетические мутации. Эта информация анализируется, чтобы предсказать, какие неоантигены, скорее всего, вызовут самый сильный иммунный ответ организма.

Затем можно создать вакцину, которая заставит иммунную систему вырабатывать антитела против этих специфических аномальных белков. Для этого в организм вводится недолговечный фрагмент генетической информации, известный как РНК, который после инъекции дает указание клеткам организма вырабатывать неоантигены. В результате иммунная реакция, как мы надеемся, будет направлена на исходную опухоль.

Теория хороша, но создать такую вакцину достаточно быстро, чтобы ее можно было использовать, — совсем другое дело. «Еще несколько лет назад», — признается ученый из Института исследований рака в Лондоне Алан Мелчер, — я бы сказал: «Подождите, это никогда не будет технически возможно».

Создание вакцины против рака теперь возможно всего за шесть недель — хотя и недешево, — в немалой степени объясняется ускоренной разработкой мРНК-вакцин во время пандемии ковида-19. Вакцины, которые использовались против Covid -19, заставляли организм вырабатывать один из составляющих белков атипичной пневмонии — вирус Covi-2, который иммунная система затем использовала для создания антител.

Вакцины против рака будут действовать аналогичным образом на белки, вырабатываемые опухолями.

Уже опубликованы первые многообещающие результаты. Персонализированная мРНК-вакцина против меланомы (разновидности рака кожи), разработанная двумя американскими фармацевтическими компаниями Moderna и Merck и известная как мРНК-4157 (V940), недавно завершила вторую фазу испытаний на пациентах, которым хирургическим путем удалили опухоли на поздних стадиях.

Есть надежда, что вакцины против рака дойдут до того момента, когда они уменьшат необходимость в более инвазивных методах лечения, таких как химиотерапия или хирургия.

По мнению специалистов, даже возможно, что терапевтические вакцины против рака однажды будут использоваться для профилактики — вакцины против неоантигенов, распространенных в различных видах рака, будут вводиться тем, кто наиболее подвержен риску их развития.

В октябре 2024 года ученые из Оксфордского университета получили финансирование на создание профилактической вакцины против рака яичников, которая будет распознавать и атаковать самые ранние стадии этого заболевания.

Вероятно, не все будет гладко. Персонализированные вакцины против рака сложны и дороги в производстве.

Но, спустя более века после проведения экспериментальных процедур гипотеза Коули оказалась верной. Но насколько эффективными окажутся современные вакцины, пока неизвестно.

В исследовании, опубликованном в 2009 году, оценивались достижения в этой области и задавался вопрос, станет ли этот год годом вакцины от рака. Этого не произошло. Однако 2025 год может им стать

Поделитесь новостью